воскресенье, 29 августа 2010 г.

Основные принципы еврейской веры.



Сайт «Иудаизм и евреи»
Прямая ссылка на материал:http://toldot.ru/tora/articles/articles_802.html?template=83

Рав Цви Вассерман

Человеческий ум всегда стремился постичь суть явления. Знакомясь со всякой крупной духовной системой, человек старался отделить существенное от не существенного, главное от второстепенного. Восточная мысль особенно часто обращалась к лаконичному афоризму для выражения основ того или иного религиозного явления. И евреи, истинные сыны Востока, с очень давних времен поступали таким образом; мудрецы нашего народа, как бы соревнуясь друг с другом, выражали суть иудейской религии одной мыслью, иног да, даже одной фразой. Многим известен ответ р. Гиллеля Старшего одному язычнику, просившему объяснить все еврейское учение за то время, пока он будет стоять на одной ноге. "Не делай другому того, чего себе не желаешь", — гласит ответ знаменитого мудреца, — в этом — суть Торы. Все остальное — лишь комментарии к ней. Иди и учись". Р. Акива видел суть Торы, Еврейского Учения, в словах "люби ближнего своего, как самого себя", которые комментировал часто и неожиданно, с блеском показывая их глубину и фундаментальность.
Традиция эта была продолжена мудрецами средних веков. Многие из них делали попытки в сжатой форме выразить сущность еврейской веры, но все эти опыты, как ранние, так и поздние, затмил краткий компендиум иудаизма, составленный великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен  Маймоном,  известным евреям как Рамбам (аббревиатура слов Рабби-Моше-бен-Маймон), а европейцам — как Маймонид. 
13 принципов веры, сформулированные Рамбамом, оказали глубокое влияние на многие поколения евреев. В течение при мерно 700 лет повсюду — от Испании до Персии — в старых и новых центрах еврейства — они отождествлялись с иудаизмом вообще, вошли во все еврейские молитвенники и повторялись евреями каждое утро.
Вполне естественно, поэтому, построить лекцию об основах нашей веры в виде изложения 13 принципов Рамбама с краткими пояснениями, которые помогут современному интеллигенту лучше понять то, что было совершенно ясно любому еврею 700лет назад.
* * *
1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается.

Кто Тот, Кто стоит у истоков иудаизма, отношения с Кем составляют всю историю нашего народа, ее самые возвышенные и самые черные страницы? Кто Он, к Кому каждый день и каждый час обращается все существо еврея. Кому он посвящает свои самые торжественные гимны и самые нежные змирот — субботние песни? Кто Он, грозный 
Б-г евреев, заставляющий трепетать врагов Израиля и возбуждающий ликование в стане друзей, Отец наш небесный. Царь Царей, Пресвятой, Бла­гословен будь Он?
Не случайно первым именем, которым называет его Рамбам, является имя Творец. Г-сподь впервые является миру в качестве Творца всего сущего и продолжает являть нам Свою Творческую сущность каждый день. Не веселый сонм сластолюбивых греческих богов сотворил мир, в котором мы живем, не появился он и в результате жестокой борьбы добра и зла, как это себе представляют последователи Зороастры. Нет.
Всевышний Сам, один сотворил небо и землю, и небеса, и все воинство их; Он создал все, что населяет землю: животный и растительный мир и человека, призванного стать Его младшим партнером.
Именно потому, что Он является единоличным и уникальным Творцом всего нашего мира. Он является так же его полноправным Хозяином и Властелином, управляющим всеми творениями. Царем Царей называют Его евреи. Все подвластно Ему, и ничто не изменяется без Его на то воли. От движения звезд и галактик до движения, возникновния и гибели мельчайшего вируса — все находится под Его контролем и управлением. Его скрытое Присутствие ощущается в каждом происходящем событии. Без малого 4000 лет назад это понял и увидел наш праотец Авраам. "Вообразите себе человека, — говорил он, — который шел по лесу и увидел дворец, объятый пламенем. Возможно ли, — подумал бы такой человек, — что у этого дворца нет хозяина? Возможно ли, чтобы его судьба никого не волновала? Таков и наш мир!"
"Дворец, объятый пламенем", — таким явился наш мир взору великого патриарха, и таким остается он поныне. Авраам не только думал о том, что Хозяин существует, он стал искать Его. И Хозяин открылся ему, ибо "Близок Г-сподь ко всем, зовущим его". И с тех пор мы, потомки Авраама, являемся вечным свидетельством Присутствия Всевышнего в этом мире, иногда единственным свидетельством...
В утренней молитве мы находим такие слова: "... обновляющий каждый день. всегда дело Начального Творения". Дело Творения не ограничивается семью первыми днями существования мира.
Если бы Творец не возобновлял постоянно, изо дня в день, величественный процесс творения, наш мир вернулся бы к своему исходному состоянию: все обратилось бы в Ничто. И то, что мы видим каждый день: и восход солнца, и снег, и дождь, и наша работа, оставленная с вечера, трава, деревья и дома такие же, какими мы их видели вчера — все это результат "маленького" чуда, которое творится Создателем — постоянного обновления Творения.
Один язычник просил р. Акиву доказать ему сущест вование Б-га. Р. Акива ответил на это вопросом:
 — Скажи, а кто сшил тебе твое платье?" 
— Акива, как?! Ты, — мудрец. Разве ты не знаешь, что одежду шьют портные?
— Вот видишь, — отвечал ему р. Акива, — даже простой костюм не может возникнуть сам по себе. И у него есть творец. Вы же утверждаете, что целый мир может возникнуть из хаоса и сам по себе, и не замечаете того, что великолепие этого мира каждое мгновение прославляет своего Творца и свидетельствует о Его Бытии.

2. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, един и нет единства, подобного Его единству. И Он один Б-г наш был, есть и будет.

Всякое мыслимое нами единство — есть единство составное. Само это понятие подразумевает наличие частей, соединенных вместе. Таково единство человека и машины, таково единство множества материальных чисел, точек, образующих рисунок, букв, составляющих слова. Все элементы Творения объединяются в нашем сознании в единую гармонию.
Не таков сам Творец. Создавая все силы и объекты мира, Он остается полностью отделенным, вознесенным над каждым из них и над любой их совокупностью. Он — Творец сил, но Он не есть сумма этих сил. Они не входят в Него в качестве составных частей. Б-г творит каждый элемент мира из Абсолютного Ничто. Этот элемент возникает исключительно благодаря Его Воле и поэтому ничего не добавляет к сущности Создателя, не вносит в нее никакого дополнения. В этом смысл слов Рамбама "простое Единство", Единство, которое нам невозможно определить или прочувствовать. "Простое", а не составное. Единство, лежащее за пределами любых мыслимых сочетаний и соединений. На него-то и указывает главная еврейская молитва, читаемая дважды в день "Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един". Она провозглашает важнейший принцип еврейской веры: мир не есть часть Б-га, мир творится Им, но ничего не добавляет к Его совершенству. Многообразие Творения не нарушает простого Единства Создателя!

3. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия.

Мы отличаем один объект Творения от другого по границе, которая их разделяет. При этом не имеет значения, говорим ли мы об объекте физическом или концептуальном. Сам процесс Творения состоял в создании границ между явлениями. Соответственно и понятия "тело", "образ", "подобие" являются элементами Творения, поскольку никоим образом не могут быть оторваны от понятия "границы".
Когда мы говорим о Б-ге, что Он бесконечен, мы не имеем в виду только физическую или математическую бесконечность. Бесконечность Творца означает отсутствие у Него ограничений во всех возможных смыслах. Он творит границы, но сам ничем не ограничен. А раз так, к Нему не могут относиться такие понятия как "тело", "облик" ."форма", "подобие", "движение".
Об этом говорит Тора: "Ибо вы не видели никакого образа" (Дворам, 4:15).
Как же нам тогда понять многочисленные антропоморфизмы, часто встречающиеся в Писании и обычно вызывающие много вопросов: Б-г услышал, увидел... И сказал Г-сподь... Рука Г-спода была на нем ... и т.п.?
Общее объяснение их таково. Тора дана нам для того, чтобы мы действовали в соответствии с Волей Творца, в ней изложенной. Поэтому "Тора говорит языком людей", описывая действия Творца в Творении, то есть Его проявления в Им же созданных  границах. В этом случае уподобление Б-жественных действий человеческим становится правомерным, давая нам возможность следовать Б-жественной Воле в Б-жественном  Творении. Как сказали наши мудрецы: "Как Он милосерден, так и ты будь милосердным, как Он долготерпелив, так и ты будь долготерпеливым".
* * *
Однажды император Адриан вступил в спор с р. Иеошуа о том, действительно ли Б-г, сотворивший и небо, и землю, и все воинство их, невидим человеческому гла зу и непостижим другими чувствами. "Не поверю твоим словам, — сказал император, пока ты не покажешь мне Его".
Когда наступил полдень р. Иеошуа вывел Адриана на солнце и сказал ему: "Вглядись хорошенько и увидишь Его". — "Но кто же может смотреть на солнце?" — удивился Адриан. "Ты сказал, — ответил р. Иеошуа. — Если на солнце, которое является одним из многих служителей Г-спода, невозможно глядеть, то мыслимо ли видеть самого Г-спода, Слава которого наполняет Вселенную?"

4. Я верю полной верой, что Творец, да благосло венно будет Имя Его, Он — первый и Он — последний.

На первый взгляд это положение кажется лишним: раз Г-сподь Един и, к тому же, является Творцом всего сущего, ясно, что Он предшествовал всем творениям, а также будет существовать даже в том случае, если весь остальной мир исчезнет. Однако существует еще одна возможность, изложенная, в частности, в греческой  мифологии, где появлению Олимпа богов во главе с владыкой Зевсом предшествовала длительная борьба поличных  сверхестественных начал, стихий, заканчи­вающаяся, наконец, творением земли, людей, космоса. Аналогичные представления существовали и у древних египтян, вавилонян, персов. И доныне человеческому уму трудно "примириться" с идеей Творения из ничего, да еще и совершенного в ограниченный шестидневный срок. Значительно милей его душе и разуму "первозданный хаос", "океан первозданной материи", битвы богов и титанов и Кронос, пожирающий своих детей. Все это понятней и гораздо полнее удовлетворяет эс­тетическое чувство, нежели незримый Творец, создающий такой большой мир из такого маленького "ничего".
4-ый принцип провозглашает, что никакая сущность не предшествовала Творцу, что для Его существования не требуется никакая причина.
Но это еще не все.
Помимо указания на то, что только Один Всевышний предшествовал Творению, в этих словах сокрыт и другой смысл (да один ли?): "Б-г не только является истоком всего, каждой ситуации, коллизии, факта, но также и тем, к чему стремится весь мир, как в целом, так и каждая его отдельная часть. Он является Последним в том смысле, что все ситуации и
отношения целенаправлены и находят в Нем свое последнее разрешение.

5. Я верю полной верой, что Творцу, да будет Имя Его благословенно, Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует.

Религию евреев очень часто называют строгим или чистым монотеизмом. В своей строгости, в своем рвении уберечь чистоту единобожия от соблазна плюрализма, они, но мнению современного человека, значительно чаще, чем ему хотелось бы, переступают границу, отделяющую твердые жизненные принципы от фанатизма и мракобесия. Такой гуманист не видит ничего зазорного в том, чтобы время от времени присутствовать, например, при православной службе, и то, что эта служба справляется по какому-нибудь святому, убиенному жидами, нисколько не охлаждает его экуменического
 рвения.  Неужели он, рассматривающий религию, как отмирающий элемент народного бытия, традиции, или, в крайнем случае, как прибежище слабых духом, не может с высоты своего гуманистического мировоззрения сделать широкий жест? Конечно, может и делает и, как правило, в конце пути убеждается (если не пасует чесность), что и от самых твердых принципов почти совсем ничего не осталось. Иное дело иудеи.
Мы — народ, чью историю составляют встречи с Б-гом. Начиная  с древних явлений праотцам, с грандиозного Синайского Откровения — эти встречи — суть существования евреев как народа. Отношения Б-га и Его народа складывались по-разному, но всегда и народ в целом, и отдельные его представители черпали жизненную силу, твердость духа в служении своему Создателю.
Евреи — люди, которые сохраняют память об Откровении и которые с тех пор способны открывать Б-жественное 
Присутствие  в мире.  Понятно, поэтому, их стремление сохранить чистоту своего служения: если вы берете воду из источника, в ваших же интересах поддерживать чистоту этого источника. Строгая направленность служения одному только Б-гу не есть вопрос широты души или гибкости ума — это условие, от соблюдения которого зависит вся жизнь еврейского народа.
Это служение требует большого напряжения религиозного чувства, и оно оказалось не по силам и христианству, и даже религии, которую часто называют монотеистической - исламу. По мере распространения христианства языческие боги вплавлялись в его изысканную амальгаму в виде святых покровителей городов, примечательных мест, сословий. Широкое развитие по лучило поклонение святым мощам, святым предметам: кусочкам креста, плащанице, святому гробу. Служение деве Марии подчас вытесняет, особенно среди католи ков, служение самому Всевышнему. Не секрет, что имен но ей возносят самые страстные, самые искренние мо литвы.
Даже в исламе, адепты которого, особенно на первых порах, очень строго следили за чистотой своей веры, получили широкое распространение культы мучеников, святых, культ скрытого имама.
И только евреи возносят свои молитвы одному лишь Отцу своему небесному. Пророки? Что же, они были необыкновенными людьми, а самый великий из них, Мо-ше Рабейну, был исполином, сделавшим больше, чем по силам человеку. Однако составители пасхальной Агады специально не упомянули его имени, чтобы не вызвать даже тени желания молиться ему. Царь Давид, чья душа была звонкой лирой в руках Творца, был совершенным праведником, однако еврей, поклоняющийся гробнице Давида, выглядел бы, по меньшей мере, странно.
Никому не приходило в голову канонизировать мудрецов, праведников, мучеников, которых было более, чем достаточно. Еврей никогда и ни перед кем не склоняет головы: на Востоке это известно было каждому — от последнего нищего мальчика до римского императора, чья персона считалась священной. Когда император во время большой аудиенции среди десятков павших ниц обнаруживал скромно, но прямо стоящих людей, он знал, что это — евреи, и еще он знал, что никакой силой он не заставит их согнуться. Любая попытка воздвигнуть статую императора в Храме приводила к открытому мятежу, и гордые римские легионы, снимали свои значки, входя в Святой Город. "Нелепое упорство", сохранившее нас как народ.

6. Я верю полной верой, что слова пророков истинны.
В эпоху Первого Храма (X — VI в.в. до н.э.) души людей были много чище, чем в наше время. Наиболее праведные из них достигали особого состояния, когда Б-жественная мудрость  непосредственно открывалась их душам. То были пророки.
Пророчество — сообщение Творца, полученное таким прямым способом, могло касаться самых различных предметов: от простых будничных до самых грандиозных событий, решавших судьбы народов и государств. В ту славную пору тысячи пророков бродили по дорогам и городам Земли Израиля, пророчествовали на базарах и площадях. Но лишь 55 упомянуты в Танахе. Истинность именно их пророчеств имеет в виду Рамбам.
Чем же отличены они среди прочих тысяч? Тем, что даже если сообщение, которое они призваны передать, касается совершенно определенных людей, мест, народов — все равно содержание пророчества неизмеримо глубже его поверхностной оболочки. Оно — вне времени, оно обращено ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности, где бы он ни находился и в какую эпоху ни жил.
Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. Миссия пророка невероятно тяжела. она навлекает на него многочисленные беды, зачастую подвергает опасности его жизнь; но, "чувствуя на себе руку Г-спода", пророк все-таки выходит к людям с пророчеством; даже если душа его стонет под гнетом самых мрачных предчувствий.
Восемь книг пророков составляют часть Письменной Торы. Понять истинное содержание сообщения, которое Всевышний посылает нам, мы можем, только лишь соединив вместе Письменную и Устную Тору. Обе эти части Цельной Торы были получены Моше Рабейну на Синае (Подробнее об этом сказано ниже в объяснении 8-го принципа веры.)
Этот факт заслуживает многократного повторения, потому что слишком часто Писание вообще, и книги Пророков в частности, понимают искаженно, руководствуясь либо "здравым смыслом", либо контекстом "общечеловеческой культуры". Но истина в этом мире никогда не лежит на поверхности. Истина — это Тора, Тора Цельная. Проникновение внутрь требует серьезной работы, переосмысления "незыблемых" концепций. Но эта работа благодарна, а результат ее — прекрасен!

7. Я верю полной верой, что пророчество Моше,  Учителя нашего, мир праху его, было истинным,  что он был отцом пророков, предшествовавших
 ему и пришедших после него.

Эти несколько строк содержат, на самом деле, утверждение необыкновенной емкости и значимости. Что такое пророчество Моше Рабейну (Учителя нашего)? Это, фактически, вся Тора — Письменная и Устная: все, что изложено в Пятикнижии, названном по имени Моше, и все, что было устно передано им Иеошуа бин Нуну. Таким образом, пророчество Моше содержит массу сведений о Сотворении Всевышним Мира и о Его воцарении в мире, о жизни патриархов и о данных им обетованиях, о жизни сынов Израиля в Египте, рабстве и небывалом Исходе из этого рабства, совершенных ими под рукой Всевышнего, о заповедях, указывающих еврейскому народу путь реализации его миссии: служение незримому Творцу, так явно проявившему и проявляющему Себя в мире. Итак, будет совершенно справедливо сказать, что 
Б-жественные откровения, которые сделаны еврейскому народу через Моше Рабейну, являются той основой, тем безусловным фундаментом еврейской веры и образа жизни, к которым и пророчества таких великанов, как Ишайя и Иеремия, и такие книги, как Коэлет (Экклезиаст) и Иов, полные глубочайшей и сокровенной мудрости, являются нс более, чем дополнениями, пояснениями, подстрочными примечаниями.
Беспрецедентная важность, полнота и святость того, что было передано евреям, всему миру через Моше, делает его главой всех бывших и будущих пророков, "отцом пророков", по выражению Рамбама. Сама Тора говорит, что "не было в Израиле больше пророка, подобного Моше, который знал Б-га  лицом к лицу". И сам способ, которым Всевышний открывался Моше, соответствовал значимости этого Откровения: Моше был единственным пророком, которому Б-г явился не во сне, не в туманных образах и смутных намеках, но наяву — открываясь в ярких огненных явлениях, не оставлявших никакого сомнения в их природе, характере и содержании.

8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, была дана Моше — Учителю нашему, мир праху его.

Рамбам делает здесь ударение на слове "вся". Причем в двух разных смыслах.
Во-первых, имеется в виду, что вся Тора, все Учение целиком, т.е. и письменная, и устная его части были даны евреям через Моше. На Синае ему была открыта вся Тора, и ему было заповедано часть Торы записать, а часть передавать в устной традиции от одного человека к другому. Это повеление Моше вы полнил. Письменная Тора, или иначе Хумаш, составила сердцевину Танаха — Еврейскою Священного Канона. Устная Тора передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение до тех нор, пока в одну из тяжелых минут еврейской истории, кода самому существованию нашего народа грозила опасность, часть ее была записана сперва в виде Мшпны (II век), а затем в виде Талмуда (V век н.э.).
Письменная Тора, называемая иногда просто Торой, состоит из пяти книг и содержит помимо многих основных законов еврейской жизни ясные указания на существование устного дополнения к ней. В этом дополнении заключены как добавочные заповеди, так и способы толкования Письменной Торы, позволяющие раскрывать ее бесконечное содержание.
Письменное и Устное Учения составляют неразделимое единство, и, хотя еврейская история знает несколько попыток разорвать это единство и умалить значение Устного Закона, все они потерпели очевидную неудачу.
По словам мудрецов Мишны, Израилю оказана особая любовь тем, что ему передана драгоценность, с помощью которой сотворен Мир — Тора. Тора существовала до Творения. Она являлась тем самым планом, в соответствии с которым мир был сотворен. Ясно, что Талмуд имеет в виду не пергамент, чернила и буквы, так как они не существовали до Творения, но духовную сущность Мира, земным воплощением которого является Тора, переданная еврейскому народу. И вот, второй смысл подчеркивания Рамбамом слова "вся" и заключается в утверждении того факта, что нам была передана вся Тора без остатка, а не какая-нибудь ее часть. Человек должен стать младшим партнером Творца. Без его усилий мир не достигнет желанного совершенства, поэтому Всевышний передал людям всю Тору — весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл.

9. Я верю полной верой, что эта Тора не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно.

Как уже упоминалось выше. Тора является отражением сущности Творения. Она — план, она — замысел и путь. План Сотворения мира, цель и смысл его существования и путь, по которому должен идти человек, чтобы выполнить дело, для которого он создан: слу жить Творцу.
Замысел Б-га  величественен  и сложен, и задача, возложенная на человека, исключительно не проста.
 Евреи, чье существование во все времена было крепко-накрепко связано с Торой, жили с сознани­ем того, что от каждого их поступка зависит будущее Мира. Мистическое ощущение сопричастности к Делу Творения придавало их помыслам красоту и величие, которые совершенно ускользали от заземленного ума.
 Тора — вечна.
Данная нам три с половиной тысячи лет тому назад, она до сих пор остается источником духовных сил ев реев, радостью их сердец, бережно лелеемым сокровищем. В самом слове ТОРА слышится ор — свет. Светом Израиля, освещающим все вокруг, назвал ее царь-мудрец Шломо. Знаменитый рабби Акива в рассказанной им притче назвал Тору средой обитания евреев, в кото рой они только и могут жить, как рыбы в воде. Но для того, чтобы удерживаться на той высоте, которую требует Тора от человека, он должен прилагать постоянные усилия. Склонный к компромиссу, всегда готовый подчиниться "ходу событий", ум человека спешит объявить высокие стандарты Создателя "устаревшими, ненужными, мелочными предписаниями", а всю Тору — "собранием установлений, которые были нужны в первобытные времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков". Такой современный человек не есть исключительно продукт наших дней: о нем говорил восемь веков назад великий еврейский мыслитель. В нашем народе во все времена находились люди, стремившиеся сбросить с себя тяжелое бремя избранности, отказаться от того, что сделало нас уникальным народом, что выражено в вечной Торе — отказаться от Завета с Б-гом. Но, поистине, нет ничего нового под Солнцем. И сегодня перед нами стоят те же задачи, что стояли перед поколением пустыни, поколением
Давида, сотнями поколений наших предков — идя по пути Торы, восстановить Храм, освободить Машиаха, утвердить Закон и освятить Имя Всевышнего среди народов. И сегодня на постоянный немой вопрос отвечает Г-с-подь народу Израиля устами пророка Михи: "О, человек! Сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Г-сподь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно мудро ходить перед Б-гом твоим".
Если бы все евреи только два Шабата провели так, как просит их Всевышний — весь мир был бы избавлен от зла и несправедливости!
Он сделал и делает все, от Него зависящее: он вывел нас из Египта, питал в пустыне, привел к Синаю, дал Тору, привел к границам Земли Обетованной и, несмотря на все грехи, не отвращает от нас Лица Своего.
Ему нечего менять в вечной и совершенной Торе. И незачем давать другую Тору. Очередь за нами!

10. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: "Создающий все сердца их и проникающий все дела их!"

II. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди.

Я позволил себе объединить десятый и одиннадцатый принципы Рамбама, так как они тесно связаны между собой.
Среди множества имен и эпитетов, которыми евреи наделили Творца, есть одно необычное, непохожее на то, как себе представляют Б-га иные религии или те ологические системы. Это имя — Хай — "Живой". Б-г в еврейском понимании —Живая Вечная Сущность. Он ак тивно вовлечен во все, что делается на земле. Хотя Он и Творец Мира, и, следовательно, больше, чем Мир, в то же время Он присутствует в самом Мире: в каждой ситуации, в каждом процессе, в каждом моменте этого сложного движения.
Существует теология деизма, последователи которой (а их немало) считают, что Б-г, сотворив Мир, оставил его на произвол судьбы, совершенно не вмешива ясь в то, что происходит по "естественным" законам. Б-г деистов — Б-г философов, Б-г, в некотором смысле, "вычисленный", привлеченный в качестве средства разрешения логических противоречий, возникающих в философских (теологических) мировоззренческих системах.
Противоположностью деизма является пантеизм, так же имеющий немало сторонников. Пантеисты обожеств ляют природу, они отождествляют Природу и Б-га и поклоняются природе, то есть они мыслят Б-га полностью погруженным в мир.
Иначе представляют себе Б-га евреи: Тора начинается с описания Сотворения Вселенной вечным невидимым, не имеющим вообще никакого физического представления Б-гом. Однако мир с самого начала не был предоставлен только своим внутренним мирским делам. Тора описывает постоянную вовлеченность Творца в происходящие события. Все, что происходит, является результатом взаимного действия человека и Творца. постоянно пытающегося поднять Своего младшего партнера до уровня, которого тот потенциально способен достичь. В Торе говорится о потопе и о праведнике Ноахе(Ное), об истреблении грешников Содома и Аморы (Гоморры), об усилиях праотца Авраама постичь пути, которыми должен следовать человек. Человек может установить контакт с Б-гом, может обратиться к Нему, просить, умолять, настаивать. Во время Исхода из Египта весь еврейский народ увидел вмешательство в их судьбу Того, кто Сотворил Мир, дал Обетование патриархам; евреи ясно увидели также, что история. творящаяся на их глазах, является результатом и усилий и Воли Создателя. Поэтому-то Исход является тем событием, к которому вновь и вновь возвращает ся память и мысль еврея, которое ежедневно питает и укрепляет его веру, его представление о Том, кто управляет всеми событиями, кто придает всем действиям направление и смысл.
Ничто не ускользает от "взора" Всевышнего, все происходит под Его контролем и с Его участием. Он видит и оценивает все дела людей. Он проникает даже в помыслы, и только нечестивый или заблудший может верить, что существует нечто, скрытое от Его взора.
Однако, видя и ощущая все, будучи Хозяином, Властелином любой ситуации, Б-г самоограничивает себя. давая человеку свободу в выборе путей. Именно эта свобода, данная человеку, его способность выполнять то, для чего он создан или же отворачиваться от своей миссии, своего Создателя и Друга — дает возможность Творцу вознаградить праведников и карать тех, кто сознательно отрицает свое предназначение,
 осмысленность  Бытия и власть Всевышнего.
Царь Царей правит миром Справедливостью и Милосердием. Он тщательно следит за тем, чтобы ни одно из этих качеств не получило перевеса: иначе мир либо будет разрушен, либо потонет в грехе. Человек обычно склонен больше уповать на 
Б-жественное Милосердие, чем помнить о Его Справедливости и своем долге. Поэтому "честно" заработанное наказание
часто представляется ему незаслуженным, а бесчисленные милости, которыми, словно Любящий Отец, осыпает человека Всевышний, — "естественными" и не стоящими ни упоминания,  ни благодарности.
Согласно иудаизму, душа человека продолжает свое существование и после смерти его тела. Представления о загробной жизни существуют у очень многих народов, не только евреи говорят "в ином мире". Но все противопоставляют друг другу мир земной и мир потусторонний, как правило, считая мир земной лишь недостойным временным прибежищем бессмертной души, чем-то таким, что должно быть преодолено.
Евреи же считают эти два мира составляющими Мира Единого, которые и сейчас разделены только тонкой перегородкой, а в Конце Дней явно предстанут в своем несомненном для всех Единстве.
Следовательно, и награда, и кара могут воздаться душе в любой момент ее существования.
Часто задают такой вопрос. "Если Всевышний знает прошлое и будущее, то Ему известно также, как поступит человек в той или иной ситуации. Не ограничивает ли это знание свободу выбора человека и, таким образом, не ставит ли под сомнение справедливость Б-жественного наказания и награды?"
Однажды этот вопрос прусский царь задал раву Ионатану  Эйбешютцу. Тот ответил: "Я покажу тебе наглядно на примере, что знание будущего никак не ограничивает свободу человека. Ты планируешь посетить один из принадлежащих тебе городов. В городской стене есть двое ворот. Мне доподлинно известно каким образом ты въедешь в город. Вот я записываю это на листе бумаги, и ты запечатываешь конверт своей королевской печатью. Когда ты въедешь в город, ты
вскроешь конверт и убедишься в том, что это мое знание никак не ограничивало тебя в момент принятия решения".
Царь отправился в путь. Подъехав к городской стене, он увидел двое ворот: одни большие, парадные, а другие —маленькие. Царь направил коня к парадному въезду, но внезапно остановился и стал размышлять. "Это уж слишком просто. Еврей знает, что есть толь ко два въезда в город, и, конечно, он думает, что я воспользуюсь парадным. Нельзя же дать ему так просто одержать победу". И царь направился к маленьким воротцам, но, доехав до них, остановился. "Э, нет. Еврей умен и, к тому же, хорошо меня знает. Он, безусловно, предвидел ход моих мыслей и указал в своей записке малые ворота". Подумав так, царь снова подъехал к парадному входу. И снова им овладело сомне ние. "Все-таки это слишком просто. Еврей угадает, и все будут смеяться над моей простотой. Надо вернуться к малому входу". Так, сомневаясь, царь и его свита метались от одних ворот к другим и никак не решались въехать в город. И вдруг царя осенило. "Ага, вот оно! Еврей никак не мог этого предвидеть!" И он приказал своим солдатам разломать часть городской стены и в этот пролом въехал со своей свитой. Тут слуга поднес ему письмо рава Ионатана. Торжествующий царь сломал печать и прочитал написанное в нем: "Царь пробивает ограду!"

12. Я верю полной верой в приход Машиаха. И, несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день.

Приход Машиаха — одна из тех основ еврейской веры, которую трудно описать рационально. Будучи вырванным из контекста повседневной жизни и истории народа или отделенным от мистического чувства страданий Шохины — Б-жественного  Присутствия, лежащей в пыли, оно кажется наивной мечтой, утешением для вечно гонимых или, в лучшем случае, эпическим "выражением национальных идеалов".
Но это только маленькая часть правды. Ожидание Машиаха — это ежедневное утверждение смысла Бытия, выражение глубокой веры в то, что Творение имело конкретную цель, достижение которой в первую очередь зависит от евреев. Важным аспектом цели является всеобщая справедливость.
Машиах — Помазанник — это человек из рода царя Давида, с приходом которого установится Царство Б-жие на Земле, Царство Справедливости, не будет угнетенных и несправедливо обиженных. Не будет неправды и беззакония. Тора воссияет во всем ее великолепии, и ее мудрость станет явной, открытой для всех народов. Весь мир не только признает существо­вание Творца и Его власть, но и назовет Его одним Именем. Как сказано в книге пророка Захарии: "В день тот Г-сподь будет Един и Имя Его будет Едино".
Тогда будут искуплены все грехи Израиля и Г-сподь возвратит всех рассеянных в Землю, которую Он много тысяч лет назад дал в наследие нашим предкам, и из которой наш народ был Им изгнан за тяжкие прегрешения.
С приходом Машиаха мир станет совершенным. Но наступление дня, когда прозвучит рог, и Элияу-анави — Илья-пророк —пройдет по всей Земле, призывая нас выйти и приветствовать столь желанное появление Помазанника 
Б-жьего, зависит от людских деяний, от того, насколько чисты наши помыслы и обращены ли к Б-гу наши души. Как говорят еврейские мудрецы: "Ключи от темницы, в которой томится Машиах, в наших руках. Каждое доброе деяние разбивает одну цепь, каждый грех накладывает на него новые путы".
Есть древняя еврейская притча, которую рассказывают старики подрастающим мальчикам: "У ворот Рима сидит в грязи нищий. Это — Машиах. Он сидит и ждет" "Кого?" — спрашивает мальчик. И получает ответ: "Тебя".
13. Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков.

Душа человека предшествует его рождению и со смертью человека не исчезает. Она сотворена Всевышним чтобы оживлять материальное тело, чтобы, спустившись из высших духовных миров в наш нижний мир, — тот, который мы с вами можем ощущать нашими органа ми чувств, — исполнять трудное служение — заповеди Торы, несмотря на полное сокрытие в этом нижнем мире Б-жественного Присутствия. Душа и есть наша личность. Ее пребывание в теле — важный, но короткий эпизод. После смерти человека деятельность души по исполнению порученной ей миссии оценивается Высшим Судом, и она начинает свой путь возвращения к Творцу.
Может так случиться, что ее служба в человеческом теле будет оценена столь низко, что она, не дай Б-г, потеряет возможность вернуться. Об этом говорит Тора, что такая душа "истребится из народа своего".
Нам известно также, что Творение имеет цель, которая носит название Мира Грядущего, и этой цели мы достигаем с помощью изучения Торы и исполнения ее заповедей в мире этом. Говоря обще, Грядущий Мир — это состояние особенной гармонии, справедливости и чистоты, в котором проявится скрытое ранее, и каждая душа получит основную часть своего вознаграждения за труды.
И вот Рамбам сообщает нам здесь одну необыкновен ную вещь: Мир Грядущий не есть царство теней, чистых душ, "покинувших земную обитель свою". Наступлению Мира Грядущего предшествует воскресение мертвых, когда души всех когда-либо живших людей, вернутся в свои возрожденные тела, чтобы вместе с ними и находясь в них пережить необыкновенное раскрытие Б-жественной Истины.
Воскресение мертвых и наступление Грядущего Мира, — большая и сложная тема. Охватить ее в рамках популярного изложения нельзя. Углубление требует изучения. Изучение же — это серьезная работа. Однако сейчас будет своевременным сказать вот о чем.
Воскресение из мертвых — одна из основ еврейской веры. Да, да, именно веры. Не науки — царства рационального постижения, не искусства — области чувств и эмоций, — веры! Очень часто ее неверно понимают как подпорку человеческому разуму, как нечто временное, служащее нам, покуда разум не постиг
некоторые явления полностью. Такое понимание веры
чрез вычайно удалено от истины. Вера — есть способность человеческой души открывать и признавать истину, несмотря на отсутствие свидетельств и доказательств. Вера — это могучая сила, превосходящая разум! Каждый способен ощутить ее действие, нужно только вслушаться в то, что происходит в собственной душе.
* * *
Несколько слов в заключение. Сегодняшняя короткая лекция, если и показала вам широту еврейского учения, его горизонт, то, уж конечно, не показала его глубины. И дело здесь не только в том, что простой разговор только об основах могучего древнего учения неизбежно будет плоским, слабо отражающим его
полноту и духовную мощь, но в том, что мы говорим се­годня о вере в узком смысле слова, т.е. о том, во что верит еврей всей душой и всем сердцем своим, как он представляет себе Творца, мир, историю. И ничего не говорили об еврейском образе жизни.
Если бы вы прослушали хорошую лекцию об основах христианской веры или веры мусульман, то было бы справедливым сказать, что вы узнали о сущности этих религий очень много. Конечно, и их характеризует образ жизни людей, то, что называют иногда сухими словами "ритуал и обряды"; однако, в этих религиях между образом мысли и образом жизни существует тонкая, но ощутимая перегородка. В иудаизме же ее нет. В нем вера и действие сплавлены в Неразделимое, понять одно без другого невозможно. Быть евреем значит 
поступать так, как заповедал нам Творец.



Комментариев нет: