среда, 27 октября 2010 г.

Какому богу молятся свободно мыслящие вольнодумцы?

Часть Вторая. Гоголь.
А сейчас наш герой приблизится к  сокровенной тайне бытия цивилизованных человеческих сообществ.
Если призовут, то он пройдет обряд посвящения в тайну, которая нигде не записана. Со времен строительства Великой пирамиды и  Храма Соломона (автор и исполнитель которого -Великий архитектор и медник Хирам — основатель учения и братства вольных каменщиков) тайну передают из поколения в поколение исключительно в устной традиции. Устная Тора и Каббала у евреев; Устная традиция мистерий у эллинов, Буддистская тантра Калачакры, которая посвященным открывает путь в таинственную духовную страну Шамбалу для общения с учителями человечества - Махатмами. И наконец, в современной иудео-христианской цивилизации, -это Устная традиция передачи универсального нравственно-этического учения в ложах у вольных каменщиков-космополитов.
Единое и нерушимое правило для посвященных: ни одной живой душе не сообщать тайного знания, которое тобой воспринято в процессе посвящения. Неофит дает согласие на то, что в случае нарушения этого правила его неминуемо настигнет смерть.
------------///----------
- Совесть как нравственный закон внутри нас и звездное небо - открытая бездна для бесконечного познания мира вокруг нас - это и есть религия свободных людей- вольных каменщиков.
В советские времена книги Пушкина и Достоевского заменили Библию, Толстого и Булгакова – учили истории. Люди могли стоять ночами, чтобы подписаться на собрание сочинений Диккенса или Франса. Литература объединяла интеллигенцию. Не сыскать было образованного человека, не прочитавшего культовые книги Солженицына, Булгакова, Уоррена, Гарсия Маркеса. Войну воспринимали сквозь правдивые книги Василя Быкова, Василия Гроссмана. В начале 60-х появился самиздат. Всё это создавало единое культурное поле, в котором происходило становление личности свобдно мыслящих интеллигентов. И эта «антисоветская культура» стала базисом нашей духовной жизни 60-80-х.
Люди с ясным и чистым моральным посылом как, например, приведенные выше 10 000 подписантов Звернення до украинского народа-2010г., испытывают тоску как и вся образованная часть общества по духовной жизни, основанной на Духовной Культуре.
Вера в добро никогда не оскудевала в человечестве, какую бы форму она ни принимала, но есть эпохи истории, отмеченные упадком веры или ее подъемом. Никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может возместить упадка веры; можно допустить, что человечество лишится своей науки, своей цивилизации, как оно и жило без них в течение веков. Но полная потеря веры в добро означала бы нравственную смерть, от которой не спасли бы никакие силы науки, никакие ухищрения цивилизации.
Сейчас либеральная ниша в России и в Украине свободна. Интеллигенция до либерализма не доросла. Именно так, потому что либерализм требует интеллектуальных и моральных усилий, способностей и потребностей в рефлексии и изрядной внутренней честности - всего того, что у русской и украинской интеллигенции не наблюдается.
Но наше время на постсоветском пространстве бурно идет процесс возврата к общественному признанию принципа частной собственности как священной и неприкосновенной. Идет перестройка общественной психологии и возврат к традиционным иудео-христианским ценностям западной цивилизации. А это требует от интеллигенции (культурной и интеллектуальной элиты, образованной части общества, просвещенных граждан - называйте как хотите) перехода в иное качество, обретения субъектности и самостоятельности.
В истории, эти процессы происходят постоянно.
Путь духовно свободного (вольнодумца) в невольной Украине неминуемо ведет в братство вольных каменщиков.
Справка: Всемирное братство Вольных Каменщиков - явление универсальное, оно распространилось по всем континентам. Сегодня едва ли можно найти страну, где не работали бы их мастерские. В Европе ли, в Америке, в Азии или Африке - везде собираются в ложи высокообразованные, высококультурные, высокодуховные - моральные люди. Они могут быть чернокожими или белыми, иметь по-азиатски раскосые глаза, исповедовать христианство, буддизм, иудаизм, ислам, любую другую религию, быть атеистами, материалистами или идеалистами и при этом ощущать себя едиными. (Просьба не путать с ложами псевдомасонов, типа Ордена св. Станислава, или тамплиеров, которые были созданы десяток лет назад в Киеве агентами властей в своих целях, и которые пытаются создавать специалисты в штатском и сейчас, в т.ч., открывая сайты якобы масонских лож в Украине).
Морально-этическое учение вольных каменщиков, которому столько же тысячелетий сколько и первым цивилизациям Египта и Междуречья, обросло налетом сакральной мистики, аллегорий и символов. К примеру, такие морально-этические принципы, как прямоту и честность воплотили в строительных инструментах. Но не инструменты познает Вольный Каменщик, а воспитывает в себе эти качества!
Аллегорически, каждый Вольный каменщик, будь он профессиональный архитектор, врач, ученый, художник, поэт, актер, литератор....) строит внутренний храм, совершенствуя свои собственные морально-этические качества. (Вместо того чтобы перевоспитывать или переубеждать брата своего!)
В своих взглядах на мир мы унаследовали традиции великих учителей древности, таких как Моисей, Христос, Магомет, Будда, Платон, Аристотель, Пифагор, Гермес , Конфуций, Зороастр и др.
Наше учение - антидогматично. Оно превыше всего ставит свободу мысли и право личности иметь свое собственное мнение. Поэтому любая идеология или система взглядов, основанная на догме, на однажды кем-то изреченной истине, не может не относится с подозрением к вольным людям как «вольнодумцам», способному во всем усомниться и поставить под сомнение любой авторитет.
Враждебно относятся к нам и те, кто считает, будто человек может быть выше закона. Не случайно масонов и евреев преследовали все тоталитарные режимы. В советской России последние масоны кончили свою жизнь на Соловках, хотя и были лояльны новой власти.
Если какое-то движение, партия или организация винит во всем жидо- масонов, можно быть уверенным, что оно основано не на живой идее, а на догме, или во главе ее стоит человек, который соблюдает закон только тогда, когда он ему выгоден.
Каждый из нас -искатель истины через познание мира, каждый уже находятся на определённом уровне самосовершенствования, но осознал, что в одиночку не обтесать камень своего духа.
В суете повседневности, зарабатывания денег и приобретения движимости и недвижимости, удовольствий и счастья, купленного на эти деньги....
В какой-то момент посреди ночи или на рассвете тебя посещает мысль: "Ещё так пять лет, ещё десять, а что потом? Зачем живу?". С этой мысли начинается дорога к духовному Храму.
Цель наша в совершенствовании себя, а через себя - мира (вспомните тезис одного из праотцов украинской масонерии Грицька Сковороды: "познай себя i ти познаешь мир").
Смешно для нас дискутировать о всемирном заговоре с целью править человечеством. Несерьёзно убеждать в правдивости своих убеждений.
Наше братство не тайная организация, а - закрытая. В первую очередь, закрытая для неумных людей, а таких хватает повсюду, в Украине тоже. Дискутировать с дураками - бесполезная трата времени. В обыденной жизни так мало времени на истинно просветлённое общение, а мы чрезвычайно ценим эту радость.
Кое-кто усмехнётся: дескать, немало таинственных ритуалов детально описаны в многочисленных книгах. Но в печатном тексте не больше правды, чем в тексте театральной пьесы. Книги о любви вполне открываются лишь после того, как ты сам постиг это чувство.
Спросите, можно ли запретить наше братство? - Можно. Именно так делали при коммунистах, и при нацистах. Ибо наше братство по определению не может существовать в подполье: это неприемлемо для наших целей и методов духовно-нравственного совершенствования и познания истины своего бытия в этом мире.
Вместе с тем, толерантность власти к нам есть признак уровня демократии и цивилизации в стране.
Каждый из наших братьев — человек свободный и - доброй славы. Свободный - не только в том смысле, что не раб или крепостной, а ещё и в том - что волен сам принимать решения. Значит, психологически и материально независимый - может себя содержать. И, конечно, свободный от доминирования какой-либо порочной страсти, - он владеет страстями, а не они им...
Мы придерживаемся традиции. Это наследие, которое дошло до нас и донесло элементы очень древних Мистерий. Об этом много написано. Как и о том, какие выдающиеся люди принадлежали к Братству Вольных Каменщиков в разные времена и в разных странах. Мы просто органично продолжаем эту традицию.
И делаем мы это не из обязанности перед кем бы то ни было, а от понимания того, что каждый свободно мыслящий мужчина рано или поздно подходит к черте, за которой денег, карьеры и даже любви женщин уже недостаточно для ощущения гармонии с миром и с самим собой. Братство дает нам Это. Потому истину говорю вам: Вольными Каменщиками не рождаются, вольными умирают...
Микола Гоголь-Яновський— наш братчик!
Головною метою життя Гоголя була літературна помста імперії.
Країна без майбутнього, країна мертвих душ – ось якою зобразив Гоголь російську імперію, імперію, що гнобила, нищила його народ. Пушкін назвав «Мертві душі», страшною картиною російського майбутнього, картиною безперспективності деспотичної імперії.
Микола Гоголь зміг передбачити чимало із сьогоднішнього життя Росії і вже тоді зауважив з приводу боротьби поневолених народів імперії таке: «...дикий горець у своєму войовничому однострої, вільний як воля, сам собі і суддя, і пан, набагато яскравіший від якогось там засідателя, і не дивлячись на те, що він зарізав ворога, із засідки в ущелині, чи спалив ціле село, однак він більше вражає, сильніше збуджує наше співчуття, аніж російський суддя у потертому сюртуку, замурзаному тютюном, який невинним чином при допомозі довідок і виправлень пустив світом велику кількість всякого кріпосного люду та вільних душ».
А ті, хто читав його спалені твори, особливо завершення «Мертвих душ», боялися навіть потім зустрічатися з автором. Микола Гоголь побачив у своїх неопублікованих речах страшні картини не лише російського майбутнього, але й, мабуть, не менш масштабні лиха власного народу у складі цієї жахливої імперії...Тому, мабуть, і пішов з життя, заморивши себе голодом...
Як він шукав чистих душ, споріднених із ним... Ось лист Миколи Гоголя рідною мовою до польського письменника-романтика, українофіла Богдана Залеського, написаний у лютому 1837 року в Парижі: «Дуже-дуже було жалко, що не застав пана – земляка дома. Чував, що на пана щось напало – не то с о я ш н и ц я, не то з а в і й н и ц я (хай їй присниться лисий дідько),та тепер, спасібо богові, кажуть наче й – то пан зовсім здоров. Дай же боже, щоб на довго, на славу усій козацькій землі давав би чернецького хліба усякій болизні і злидням... Та й нас би не забував, писульки в Рим слав. Добре було б, коли б сам коли-небудь примандрував. Дуже, дуже близький земляк, а по серцю ще ближчий, чим по землі».
Багато в чому суспільні настрої першою четверті 19 століття визначали війна 1812 року і повстання декабристів, яке завершилося стратою п’ятьох його організаторів та жорстокими карами сотень учасників та співчуваючих. Але події в Україні мали свій підтекст і стосувалися в якійсь мірі й сім’ї Гоголів. Із 1818 року в Полтаві діяла українська масонськаложа «Любов до істини», до якої входили Іван Котляревський, Василь Лукашевич та інші. Члени цієї ложі плекали плани відокремлення України від Росії і з’єднання її з Польщею. Василь Лукашевич навіть прагнув утворити з цією метою «Малоросійське товариство». Він та інші українські дворяни входили також до київської ложі «З’єднаних слов’ян». Але поразка Наполена, з якою українські та польські масони пов’язували плани відродження Польщі і відокремлення України, та інші події – не дали здійснитися їх політичним намірам. Василь Лукашевич чудом уцілів. Після ув’язнення у 1826 році в Петропавловській фортеці він потім до кінця життя жив під наглядом у своєму маєтку.

Ми знаємо про те, що Марія Іванівна, 
до заміжжя – Косяровська, була близькою родичкою Василя Лукашевича. Її брат, дядько Миколи Гоголя, Петро Косяровський – за своїми поглядами був близький до Василя Лукашевича. Юний гімназист Микола Яновський у час слідства в Ніжинській гімназії вищих наук князя Безбородько у справі про вільнодумство довіряв, мабуть, лише Петрові Петровичу Косяровському. Якому він писав у 1827 році : «Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей».
 3 жовтня 1827 року, у розпалі слідства в гімназії, коли Гоголя також тягали на допити і змушували писати пояснення у справі професора М.Г.Бєлоусова, він дуже довірливо висловлює своєму родичеві, дядькові П.П. Косяровському «тревожные мысли по поводу того, что ему, может быть, преградят дорогу». Боятися було чого, тісні родинні зв’язки Гоголя з «малороссийскими заговорщиками» і його конспект лекцій професора Бєлоусова, на який чимало гімназистів посилалися, як на зразковий. Ми не знаємо, який стосунок мав до
 українських масонів Василь Гоголь, який помер саме тоді, коли «открытое в 1825 году общество бунтовщиков «Соединенных Славян» подозреваемо было в некоторой связи с Киевской ложей «Соединенных Славян»...» Це слова з поліцейського рапорту, де під першою ложею мається на увазі полтавська «Любов до істини». Ця тема дуже погано вивчена та й документів про це мало. І взагалі, до всього, що стосується історії українського визвольного руху, і в російській імперії, і в СРСР ставилися з підозрою та всіляко замовчували і потихеньку нищили історичні сліди прагнення України до волі. Навіть російські демократи або не бачили, або ж не хотіли бачити справжніх причин таємничості і страхів Миколи Гоголя, його справжньої української вільнодумної душі.
Спитайте тепер себе: а яке світосприяття склалося за ціх подий та обставин в 16-річного юнака Гоголя?
Тому й не дивно, що російський Василь Розанов кричав на всіх перехрестях: «Ґоґоль нє наш!», а Микола Куліш, один зі знищених московським режимом українських геніїв, волав навпаки: «Гоголь наш!» Якось добре сказав Євген Сверстюк, що якби Микола Васильович жив у середині ХХ століття, він обов’язково був би ув’язнений КГБ, як український буржуазний націоналіст.
OLEXAFREELANCER г. Киев


Комментариев нет: