Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что он действует в соответствии с волей всемогущего Творца: "защищая себя от еврея, я отстаиваю слово Господне".9 Говоря о преследовании евреев, фюрер подчеркивал: "Я не делаю против евреев ничего такого, чего бы ни делала против них церковь за 1500 лет".10
Этим словам можно верить. Практически все мероприятия нацистов по лишению евреев человеческих прав, проводимые с 1933 по 1945 годы, имели почти буквальные прототипы в истории христианских церквей.
Но после решений Второго Ватиканского собора, текст которого мы поместили ниже, всяческие гитлеры и националисты-христиане всех мастей и конфессий уже не смогут получать у церкви моральное одобрение своему пещерному антисемитизму.
ТЕКСТ МОЛИТВЫ, ОСТАВЛЕННЫЙ ИОАННОМ ПАВЛОМ II У СТЕНЫ ПЛАЧА, БУДУТ ВЫСТАВЛЕН В ИЕРУСАЛИМСКОМ МЕМОРИАЛЕ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА:
"БОЖЕ ОТЦОВ НАШИХ, ИЗБРАВШИЙ АВРААМА И ЕГО ПОТОМКОВ, ЧТОБЫ ОНИ НЕСЛИ ИМЯ ТВОЕ ВСЕМ НАРОДАМ: МЫ ГЛУБОКО ОПЕЧАЛЕНЫ ПОВЕДЕНИЕМ ТЕХ, КТО В ХОДЕ ИСТОРИИ ПРИЧИНИЛ СТРАДАНИЯ ЭТИМ ТВОИМ ЧАДАМ, И ИСПРАШИВАЯ У ТЕБЯ ПРОЩЕНИЯ, ЖЕЛАЕМ УСТАНОВИТЬ ПОИСТИНЕ БРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С НАРОДОМ ЗАВЕТА. ИОАНН ПАВЕЛ II".Эту же молитву понтифик прочитал 12 марта в Ватикане во время церемонии покаяния за исторические грехи католической Церкви.
ПАПА НАПИСАЛ ИСКУПИТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ, ОБРАЩЁННУЮ К ИИСУСУ ХРИСТУ: "МЫ ОСОЗНАЁМ ТЕПЕРЬ, ЧТО МНОГО-МНОГО ВЕКОВ СЛЕПОТЫ ПОРАЗИЛИ НАШИ ОЧИ, ТАК ЧТО МЫ НЕ СОЗЕРЦАЛИ КРАСОТЫ ТОБОЮ ИЗБРАННОГО НАРОДА И НЕ УЗНАВАЛИ В ЛИЦАХ ИХ ЧЕРТ НАШЕГО БРАТА-ПЕРВЕНЦА. МЫ ОСОЗНАЁМ, ЧТО ЧЕЛО НАШЕ ЗАКЛЕЙМЕНО КАИНОВОЙ ПЕЧАТЬЮ. СТОЛЕТИЯ ПРОЛЕЖАЛ АВЕЛЬ В КРОВИ И СЛЕЗАХ, ИБО ЗАБЫЛИ МЫ ПРО ЛЮБОВЬ К ТЕБЕ. ПРОСТИ НАС ЗА ТО, ЧТО СВОИМ ПРЕГРЕШЕНИЕМ МЫ ВО ВТОРОЙ РАЗ РАСПЯЛИ ТЕБЯ". Папа Иоанн Павел П пошёл дальше: в Иерусалиме он поклонился не только христианским святыням, но молился у Стены Плача, там произнёс он слова покаяния: - Mea Culpa, mea maxima Culpa! (Мой грех, мой великий грех!). Впервые в истории католицизма он посетил главную синагогу в Риме. Иоанн Павел П действовал в духе "Nostra aetate" - главного документа Второго ватиканского собора, прошедшего в 1965 году, на нём Папа Павел VI снял с евреев обвинение в богоубийстве.
Обращаясь к евреям в Риме, Иоанн Павел П сказал чётко и ясно: "Вы - наши старшие братья".
Алексий II Патриарх Московский и всея Руси в речи - «Ваши пророки – наши пророки», сказанной им 13 ноября 1991 г. в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами:
«Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!
Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки…»
«Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!
Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки…»
Декларация Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.
об отношении Церкви к нехристианским религиям
«Nostra Aetate»
В наше время, когда человечество с каждым днем становится все ближе и ближе друг к другу, и различные народы все сильнее зависят друг от друга, Церковь более внимательно рассматривает свое отношение к нехристианским религиям. Выполняя свою задачу по содействию единству и любви между людьми, а точнее между нациями, она рассматривает в этой декларации прежде всего то, что люди имеют общего и что ведет их к братству.
1. Одно у всех народов сообщество и одно у них происхождение, потому что Бог создал всю человечес кую расу для обитания по всему лицу земли. (1) Одна также у них и конечная цель — Бог.
Его провидение, проявления Его доброты, Его спасительный замысел распространяются на всех людей, (2) пока все избранные не будут объединены в Святом Городе, городе сверкающем славой Бога, где все на роды будут ходить в Его свете. (3)
Люди ожидают от различных религий ответы на нерешенные загадки жизни человека, которые сего дня, как и в прежние времена, глубоко беспокоят их сердца: Что такое человек? Каков смысл, цель нашей жизни? Что такое моральное благо, а что грех? Откуда страдание и какой цели оно служит? Каков путь к подлинному счастью? Что такое смерть, суд и возмездие после смерти? В. чем, в конеч ном итоге, состоит эта совершенно неописуемая тайна, которую заключает в себе наше существова ние: откуда мы пришли и куда мы идем?
2. От самых древних времен и по сей день существует у различных народов некое восприятие той та инственной силы, которая присутствует в ходе вещей и в событиях человеческой жизни; некоторые из них иногда даже признают Верховное Божество или даже Отца. Это восприятие и признание пронизыв ает их жизнь глубоким религиозным содержанием.
Однако, религии связанные с прогрессивной культурой прилагали свои усилия для того, чтобы от ветить на эти те же вопросы, но с помощью более совершенных концепций и на более развитом языке. Таким образом, в индуизме люди созерцают божественную тайну и выражают ее через неис черпаемое обилие мифов и поиск философского осмысления. Они ищут освобождение от страданий нашего существова ния либо в формах аскетической жизни, либо через глубокое размышление, либо прибегая к Богу к лю бовью и упованием. С другой стороны, Буддизм, в его различных формах, признает коренную недостаточность этого изменчивого мира; он учит пути, которым люди, в духе искренности и веры, могут либо приобрести состояние совершенного освобождения, либо достичь, собственными усилиями или с по мощью свыше, наивысшего озарения. Также и другие религии, ко торые можно найти повсюду, пытают ся, каждая на свой манер, идти навстречу беспокойному чело веческому сердцу, предлагая «пути» содер жащие в себе учения, правила жизни, и священные обря ды. Католическая Церковь не отвергает в этих религиях ничего, что является истинным и святым. С искренним почтением она рассматривает эти способы поведения и жизни, эти заповеди и учения, которые, хотя и отличаются во многих аспектах от тех, которых она придерживается и которые она исповедует, тем не менее, зачастую приносят луч Исти ны просвещающей всех людей. По сути, она провозглашает, и всегда должна провозглашать то, что Христос — это «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), что в Нем каждый может найти полноту религиозной жизни и в Нем Бог примирил с Собою все. (4)
Церковь, таким образом, увещевает своих сыновей, что через диалог и сотрудничество с последователям и других религий, осуществляемые с благоразумием и любовью и в доказательство хри стианской веры и жизни, они выразят одобрение, сохранят и поощрят то хорошее духовное и мораль ное также хорошо, как и социально-культурные ценности, которые есть среди этих людей.
3. Также Церковь с уважением относится и к мусульманам. Они поклоняются Единому Богу, Живому и пребывающему; милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, (5) говорившему к людям; они стремятся подчиниться всей душой Его определениям, даже непостижимым, как подчинялся Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя они не признают Иисуса Богом, но по читают Его как пророка. Также они почитают Марию, Его девственную Мать; временами они даже самоотвержен но призывают ее. Кроме того, они ожидают судный день, когда Бог воздаст по заслу гам всем воскрес шим из мертвых. Наконец, они ценят моральную жизнь и поклонение Богу, в осо бенности посредством молитвы, раздачи милостыни и поста.
Поскольку в течение прошедших столетий между христианами и мусульманами было немало ссор и во енных действий, этот Священный Синод призывает всех забыть прошлое и искренне работать для до стижения взаимопонимания, а также вместе сохранять и продвигать все то, что ведет к достиже нию со циальной справедливости среди людей и их морального благополучия, а также мира и свобо ды.
4. Проникая в тайну Церкви Священный Синод помнит ту связь, которая духовно соединяет народ Нового Завета с племенем Авраама.
Таким образом, Церковь Христова признает, что, согласно Божьему спасительному замыслу, истоки ее веры и избрания ведут к патриархам, Моисею и пророкам. Она исповедует, что все, кто верит в Христа — сыновья Авраама по вере (6) — вовлечены в призвание Патриарха, а также, что спасение Церкви было таинственным образом предвозвещено исходом избранного нардов из земли рабства. Церковь, следовательно, не может забывать о том, что она получила откровение Ветхого Завета через народ, с ко торым Бог, по Своей неизреченной милости, заключил его. Не может она забыть и о том, что она полу чает средства к существованию от корня садовой маслины, к которой привиты дикие побеги, язычники. (7) Церковь действительно верит, что Своим крестом Христос, Наш Мир, примирил евреев и Язычни ков сделав в Себе из обоих одно. (8)
Церковь всегда помнит слова апостола о его соплеменниках: «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по пло ти» (Рим. 9:4-5), Сын Девы Марии. Она также напоминает о том, что Апостолы, опора и столпы Церкви, также как и большая часть первых учеников, которые провозглашали миру Евангелие Христа, произошли из еврейского народа.
Как свидетельствует Священное Писание, Иерусалим не узнал времени своего посещения (9) и многие евреи не приняли Евангелие; действительно, немало из них препятствовали его распространения. (10) Тем не менее, для Бога евреи остаются возлюбленными ради их отцов; Его дары и призвание непрелож ны, как свидетельствует Апостол. (11) Вместе с Пророками и этим Апостолом, Церковь ожидает тот день, известный только Богу, в который все народы вознесут единый голос к Господу и будут «служить Ему единодушно» (Соф. 3:9). (12)
Поскольку общее для христиан и евреев духовное наследие так велико этот священный Синод хочет по ощрять и говорить в пользу взаимопонимания и взаимного уважения, которое является результатом, прежде всего, библейских и теологических исследований, а также братского диалога.
Это правда, что еврейские власти и те, кто последовал их примеру, настаивали на том, чтобы убить Христа; (13) однако, то, что произошло во время Его крестных мук, не может быть обвинением всем евреям, ни жившим тогда, ни живущим сейчас. Несмотря на то, что Церковь есть новый народ Божий, евреи не должны быть представлены как отвергнутые или проклятые Богом и что это как бы вытекает из Священного Писания. Всем нужно понять это, и, преподавая катехизис или в проповеди, никто не должен учить ничему, что не соответствует истине Евангелия и духу Христову.
Более того, в своем неприятии любого преследования людей, Церковь, принимая во внимание наследие, которое она разделяет с евреями, и движимая не политическими соображениями, а любовью в духе Евангелия осуждает ненависть, гонения и проявления антисемитизма, когда-либо и кем-либо направ ленные против Евреев.
Кроме того, как Церковь всегда считала и считает сейчас, Христос претерпел крестные муки и умер за грехи людей добровольно и по причине Своей бесконечной любви для того, чтобы все могли спастись. Таким образом, основная мысль в проповеди Церкви состоит в том, чтобы провозгласить, что крест Христов — это знамение Божьей всеохватывающей любви и источник, из которого исходит все мило сердие.
5. Мы не можем призывать Бога, Отца всех, в истине, если мы отказываемся по-братски обращаться со всеми людьми, тогда как они созданы по образу Божьему. Отношение человека к Богу Отцу и его отно шение к другим людям, его братьям, настолько связаны между собой, что Писание говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога» (1 Иоанна 4:8).
Таким образом, не остается ни какого основания для какой-либо теории или практики, которая ведет к дискриминации между людьми или народами, когда их человеческое достоинство и права вытекающие из него принимаются во внимание.
Церковь порицает, как чуждые уму Христову, любую дискриминацию или притеснение людей из-за их расы, цвета кожи, условий жизни или религии. Наоборот, следуя по стопам святых Апостолов Петра и Павла, этот Священный Синод горячо умоляет всех верных христиан «вести добродетельную жизнь между народами» (1 Петра 2:12), и, если возможно с их стороны, жить в мире со всеми, (14) чтобы на самом деле быть сыновьями Небесного Отца. (15)
Перевод с английского: Тимофей Плахтий
Комментариев нет:
Отправить комментарий