А убогие христианские правители Рима настолько измельчали, что пользовались этим Колоссом в качестве каменоломни… Впрочем, также были утилизированы и Великие пирамиды Гизы исламскими правителями Каира, также поступили правители Афин с Храмом Артемиды, такая же участь постигла и все остальные семь чудес Света.
Так что вопрос о деградации человеческого духа и о безусловной святости храмовых и погребальных сооружений предков своих и чужих народов остается печально открытым…
Царь Ирод, правил с 37 по 4 год до н.э.
Иосиф Флавий : «… Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования [19 г. до н.э.] к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня. И этим Ирод снискал себе вечную славу...
Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств.
К моменту его разрушения это было одно из самых величественных сооружений того времени. Современники утверждают – Храм был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском.
Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его»
"Никого не должно удивлять, что в нашем Храме была такая масса золота - пишет Иосиф Флавий - потому что все в мире иудеи доставляли туда свои приношения... .у нас нет другой общественной казны, кроме священной."
Богатство Храма было фантастическим.
В 70 году первого века н.э., в середине лета, Иерусалим после продолжительной осады римской армии пал. Девятого ава, по приказу будущего императора Тита, детище царя Ирода – Храм был разрушен и сожжен. Девятое ава (конец июля – середина августа) самый печальный день в еврейской истории. В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н.э.), а римляне сожгли Второй Храм.
--------///--------
Сразу же, после того как в Иерусалиме был разграблен и сожжен Храм, в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира – амфитеатр императоров Флавиев (Колизей). Строительство началось при Веспасиане Флавие и закончено в 80-м при его старшем сыне – Тите.
Новый амфитеатр строился тоже не на века, а вечности ради. Он призван был затмить все существовавшие когда-либо театры и стадионы. Современники по праву считали его одним из чудес света.
...Построили Колизей там, где всего несколько лет назад находился пруд, что принадлежал ненавистному Нерону (пруд был устроен близ его Золотого дворца). Работы начались в 72 г. В дармовой рабочей силе не было недостатка.
Тысячи пленных евреев были свезены сюда на строительную площадку. Их усилиями был вначале осушен и засыпан пруд, "подобный морю", как пишет Светоний, а потом поднялись стены грандиозного амфитеатра.
Тит Флавий посвятил его открытие победе над евреями в Иудейской войне. В честь этой победы по приказу императора на огромной арене, да и вокруг были устроены 100-дневные игры, которые продолжались и днем и ночью, озаряемые тысячами факелов. Видимо, нелегко далась Флавиям победа над строптивыми иудеями! Во время этих игр здесь погибло более 5 тысяч животных, а людей, как водится, и не считали вовсе. Необходимо отметить, что не менее 70 процентов рабов и гладиаторов, погибших здесь были евреями – римляне считали наших предков лучшими воинами в мире, не считая себя, естественно. После Иудейской войны вообще почти все гладиаторы империи были бывшими еврейскими пленниками!
Позже Синедрионом был издан специальный галахический закон, запрещающий евреям входить на территорию амфитеатра в память о погибших предках.
От Колизея по “дороге славы” к знаменитой – для евреев печально – арке Тита, установленной уже после смерти поджигателя Второго Храма и разрушителя Иерусалима его братом Домицианом. Изображения на внутренних поверхностях арки рассказывают нам о трагической судьбе наших предков, выживших в огне Иудейской войны и попавших в Рим в качестве рабов. Пленные несут богатейшие трофеи, захваченные легионерами в Иерусалиме и Храме, в том числе – храмовую Менору, ритуальный семисвечник, изображение которого является официальным гербом государства Израиль.
Проход под аркой загорожен цепями – не для того ли, чтобы напомнить нам о галахическом постановлении, запрещающем евреям проходить под этим сводом – как проходили наши героические предки?
Впервые в истории архитектуры удалось возвести четыре ряда стоящих друг на друге стен и аркад. Этому помогло изобретение бетона. Четыреста тысяч тонн строительного раствора скрепляют это здание. Стены и сидения обшиты мрамором или травертином - белым известняком.
Перед началом работ требовалась тщательная планировка и определенная подготовка. Кроме того, что будущую строительную площадку подвергли осушению, необходимо было проложить дренажные каналы для оттока вод, стекающих с окружающих долину холмов. В итоге, строители проложили систему каналов на глубине 8 метров, затем заложили фундамент – по наружному контуру эллипса он составлял 12-13 метров, тогда как по внутреннему (на территории арены) – его толщина всего 4 метра. Колизей являлся четырех ярусной структурой, при этом общая высота стен была приблизительно 48-50 метров, длина наружных стен равнялась 524 метрам, а арена имела протяженность в 85 метров. Кстати, имя еврея-архитектора так и затерялось в веках.
Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой жесткую конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. На этом каркасе и расположились ряды для зрителей.
В ранней христианской традиции Колизей ассоциировался с пытками и мучениями первых христиан, поэтому неудивительно, что после прекращения представлений, здание было заброшено и со временем превратилось в гигантскую каменоломню.
Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?
На камне в Колизее на латинском языке было написано: "Император Цезарь Веспасиан Август (слова Цезарь и Август всегда добавлялись к имени императора) построил этот амфитеатр из трофеев войны".
О каких трофеях могла идти речь? Ответ лежит на поверхности, стоит лишь взглянуть на величественную Триумфальную арку императора Тита Флавия невдалеке от Колизея, а на ней еврейский семисвечник, что однозначно указывает на источник военной добычи – богатства Иерусалимского Храма царя Ирода.
Возведение амфитеатра осуществляли плененные евреи. Более 300 000 пленных евреев, привезенных из Иерусалима как военный трофей, были заняты на eго постройке и в каменоломнях.
Колизей считался символом величия Рима. Суммы, потраченные на Амфитеатр Флавиев, были колоссальными, впрочем, казна римская не сильно пострадала от такого расточительства – деньги на него добыли в ходе войны в Иудее.
Нужно заметить, что Колизей являлся далеко не единственным увеселительным заведением на просторах Римской Империи – в те времена начитывалось более 250 амфитеатров в разных уголках страны. Однако Колизей был самым крупным из них.
После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в XIV – XV веках – 6 церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров “великана” строили мосты. Так, в 1452 г. папа Николай V велит вывезти из Колизея более двух с половиной тысяч подвод, груженых камнем, мрамором и статуями. Все это необходимо для строительства Ватикана. Вот на что тратились стены "восьмого чуда света"! Другие первосвященники ничуть не уступали Николаю V в презрительном отношении к римской святыне.
В 1704 году даровой материал постройки использовали для постройки гавани. Так же здание пострадало во время двух сильных землетрясений.
В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.
----------///---------
Колизей умер, но дух его жив до сих пор. Наш Колизей расположен везде и всюду. Он воплощен в образе небольшого ящичка, установленного в каждой квартире. По этому "ящику" изо дня в день, к восторгу публики (теперь она, к сожалению, разобщена) демонстрируются те самые сцены, на которые с таким сладострастием смотрели зрители Древнего Рима. Вы угадали название этого предмета, воскрешающего для нас далекое прошлое! Его зовут "телевизор". В любую минуту, включив его, вы можете увидеть, как кого-то казнят, пристреливают, избивают, калечат, подвергают насилию или пыткам. Все чаще мы становимся зрителями подобных сцен "онлайн", "в прямом эфире", как, собственно говоря, и было во времена упадка Римской империи.
Все повторяется, и в глубине души мы испытываем те же зловещие чувства, что одолевали когда-то римлян. Нам вторит гул громадного, опустевшего амфитеатра, гул, не смолкающий никогда. Закат Европы, переданный в очередном репортаже, сливается с гибелью Рима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий