Головна максима часу – відданість своїй вірі.
Хто зрікається своєї віри – зрікається Батьківщини
cuius region, eius religio
Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. Миссия пророка невероятно тяжела. она навлекает на него многочисленные беды, зачастую подвергает опасности его жизнь; но, "чувствуя на себе руку Г-спода", пророк все-таки выходит к людям с пророчеством; даже если душа его стонет под гнетом самых мрачных предчувствий.
Учитель из Назарета говорил притчами перед простым народом - рабами, нам был голос свыше говорить мистериями для посвященных и просвещенных – людей СВОБОДНЫХ. Главное наше отличие не по национально-этническому, языковому, культурному, или расовому признаку, и не в конфессиональной (теистической или атеистической) принадлежности суть. Суть в том, что мы не рабы, а свободные в выборе своей судьбы люди. И наш поиск ИСТИНЫ ничем и никем, кроме Единого -Творца всего сущего, не ограничен. Именно этому служат Наши Мистерии, разворачивающие перед почтенной публикой свои нетленные полотна.
1. Картина Первая. Украина без евреев Как это было в ХХ веке.
Рассказывает живой свидетель - Василий Гроссман
Когда под гром пушек и разрывы гранат наши войска входят в села левобережной Украины, домашние гуси поднимаются в воздух и машут своими большими белыми крыльями. Они кружат над хатами, над подернутыми зеленой ряской речками, над садами и огородами.
Есть что-то жуткое в этом тяжелом полете домашней птицы, в резком, тревожном и горьком крике ее, как бы зовущем красноармейцев взглянуть на скорбные, страшные картины жизни. Птицы словно рады приходу наших войск, и в то же время они плачут и стонут, они кричат о страшном горе, об огромных потерях; о слезах и крови, от которых седой и соленой стала украинская земля.
Я побывал в очень многих украинских городах и селах с тех пор, как я работаю спецкорреспондентом "Красной звезды". Был в Старобельске, Сватове, Купянске и Валуйках, в Ворошиловграде, Краснодоне, Нежине, Глухове и Кролевце, в Чернигове, Козельце, Астроге, Яготине, Борисполе, Батурине... Я был в сотнях деревень, хуторов, поселков, в рыболовных слободах на Десне и на Днепре, в хуторках, окруженных степью, в заброшенных домиках смоловаров, одиноко живущих среди вечного мрака сосновых лесов, в сказочных деревнях, где соломенные крыши еле видны среди густой зелени фруктовых садов.
Если взять и воедино собрать все истории и все картины, услышанные и увиденные нами за дни и месяцы, проведенные на Украине, получится страшная книга о невообразимых злодеяниях - о рабском труде, об огромных поборах, о детях, угнанных в Германию, о сожженных домах, об опустевших закромах, о виселицах на площадях и на улицах, о рвах, где расстреливали по малейшему подозрению в связи с партизанами, об оскорблениях, издевательствах, брани, о взяточничестве, пьянстве и произволе, о диком разврате преступников, которые в течение двух лет распоряжались судьбой, жизнью, честью, имуществом многомиллионного украинского народа. Ни в одном украинском городе или селе нет такого дома, где бы вы не услышали негодующего слова о немцах, где бы за эти два года не были пролиты слезы, где бы не посылали проклятий немецкому фашизму; нет дома без вдов и сирот. Эти слезы и проклятия впадают притоками в большую реку народного горя и народного гнева — днем и ночью плывет ее страшный и скорбный гул под украинским небом, почерневшим от дыма пожаров.
Но есть на Украине села, в которых не слышно жалоб, не видно заплаканных глаз, где тишина и покой. В такое вот село я приезжал дважды. Первый раз — 20 сентября, второй — 17 октября 1943 года. Село это лежит возле старого киевского шляха между Нежиным и Козельцем. Первый раз я там был днем, второй раз — грустным осенним вечером. И оба раза в Козарах было тихо - мертвенно тихо. Семьсот пятьдесят домов сожгли здесь немцы накануне пасхи. Семьсот пятьдесят семей погибло в огне. Ни один ребенок, ни одна старуха — никто не вышел живым из этого пожара. Так фашисты разделались с селом, впустившим партизан. Высокий запыленный бурьян вырос на пожарище. Колодцы забиты песком, огороды сплошь в сорняках, и лишь кое-где мелькнет цветок. Нет никого в Козарах, кто бы пожаловался, уронил слезу; тихо лежат мертвые тела, погребенные во дворах среди бурьяна. Тишина эта страшнее слез и проклятий, ужаснее стенаний и криков боли.
И я подумал, что так же, как молчат Козары, молчат на Украине евреи. Нет евреев на Украине. Всюду — в Полтаве, Харькове, Кременчуге, Борисполе, Яготине — во всех городах и в сотнях местечек, в тысячах сел ты не встретишь черных заплаканных девичьих глаз, не услышишь грустного голоса старушки - не увидишь смуглого личика голодного ребенка. Безмолвие. Тишина. Народ злодейски убит. Убиты старые ремесленники, опытные мастера: портные, шапочники, сапожники, медники, ювелиры, маляры, скорняки, переплетчики; убиты рабочие — носильщики, механики, электромонтеры, столяры, каменщики, слесари; убиты балаголы, трактористы, шоферы, деревообделочники; убиты водовозы, мельники, пекари, повара; убиты врачи — терапевты, зубные техники, хирурги, гинекологи; убиты ученые — бактериологи и биохимики, директора университетских клиник, учителя истории, алгебры и тригонометрии; убиты приват-доценты, ассистенты кафедр, кандидаты и доктора всевозможных наук; убиты инженеры — металлурги, мостовики, архитекторы, паровозостроители; убиты бухгалтеры, счетоводы, торговые работники, агенты снабжения, секретари, ночные сторожа; убиты учительницы, швеи; убиты бабушки, умевшие вязать чулки и печь вкусное печенье, варить бульон и делать струдель с орехами и яблоками, и убиты бабушки, которые не были мастерицами на все руки — они только умели любить своих детей и детей своих детей; убиты женщины, которые были преданы своим мужьям, и убиты легкомысленные женщины; убиты красивые девушки, ученые студентки и веселые школьницы; убиты некрасивые и глупые; убиты горбатые, убиты певицы, убиты слепые, убиты глухонемые, убиты скрипачи и пианисты, убиты двухлетние и трехлетние, убиты восьмидесятилетние старики с катарактами на мутных глазах, с холодными прозрачными пальцами и тихими голосами, словно шелестящая бумага, и убиты кричащие младенцы, жадно сосавшие материнскую грудь до последней своей минуты.
Все убиты, много сотен тысяч - миллион евреев на Украине. Это не смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традиции, историю. Это убийство народа, убийство дома, семьи, книги, веры. Это убийство древа жизни, это смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа, убийство великого трудового опыта, накопленного тысячами умных, талантливых мастеров своего дела и интеллигентов в течение долгих поколений. Это убийство народной морали, традиций, веселых народных преданий, переходящих от дедов к внукам. Это убийство воспоминаний и грустных песен, народной поэзии о веселой и горькой жизни. Это разрушение домашних гнезд и кладбищ. Это уничтожение народа, который столетиями жил по соседству с украинским народом, вместе с ним трудился, деля радость и горе на одной и той же земле.
Во всех книгах наших великих писателей, рисующих жизнь Украины, - в произведениях Гоголя, Чехова, Короленко, Горького, где говорится о временах печальных и страшных или же о тихих и мирных, в "Тарасе Бульбе" Гоголя, в "Степи" Чехова, в удивительных и чистых рассказах Короленко — всюду упоминаются евреи. Да иначе и быть не могло! Все мы, родившиеся и выросшие на Украине, впитали в себя картины жизни еврейского народа в ее городах и селах.
Вспомните субботние дни, стариков с молитвенниками в руках, тихие весенние вечера; вспомните этих старых людей, как они стоят в кружок, и беседа их полна мудрости; вспомните степенных местечковых сапожников, как они сидят на низких скамеечках в своих домишках; вспомните наивные смешные вывески над дверьми слесарных и шапочных мастерских; вспомните запорошенных мучной пылью бин дюжников в фартуках из мешковины; стареньких бабушек в длинных юбках, торгующих с лотков карамельками и яблоками: черноглазых кудрявых ребятишек, бегающих и копошащихся в песке, — их головы со светлыми головками их украинских друзей перемешаны, как цветы, рассыпанные щедрой рукой жизни по богатой и благословенной украинской земле. Здесь жили наши деды, наши матери здесь нас пожали, здесь родились матери наших сыновей. Здесь пролито столько еврейского пота и слез, что, пожалуй, никому не придет в голову считать еврея гостем на чужой земле.
И вот, я изъездил и исходил эту землю от Северного Донца до Днепра, от Ворошиловграда в Донбассе до Чернигова на Десне. Я спускался к Днепру и смотрел на Киев. За все время я встретил лишь одного еврея. Это был лейтенант Шломо Киперштейн, который в сентябре 1941 года попал в окружение возле Яготина. Его нынешняя жена, крестьянка Василина Сокур, заявила, что он молдаванин. Не раз ее таскали в гестапо. Дважды ее избили: немцы подозревали, что ее муж еврей. Но она стояла на своем — ее мужа зовут Степаном, фамилия его — Новак. Я с ним беседовал, просидел целый вечер, слушая его рассказы, и все мы — Киперштейн, его жена и соседи крестьяне — все мы удивлялись, как это Киперштейн жив, как это его не убили. Больше я не встречал евреев на Украине. Знакомые рассказывали мне, что они видели евреев в Харькове и в Курске. Писатель Эренбург сообщил мне, что встретил еврейскую девушку-партизанку в одном из районов северной Украины. И это все.
Где сотни тысяч евреев, стариков и детей? Куда девался миллион людей, которые три года назад мирно жили вместе с украинцами, жили и трудились на этой земле?..
Не стоит, да это и невозможно — перечислить по именам всех евреев, уничтоженных фашистами. Потому что все уничтоженные в равной мере безвинны. Всех их можно вставить в скорбный список. И всемирно известных, и евреек из маленьких захолустных местечек, еле читавших по молитвеннику на идише. Почему же упомянуть одних, а других не упомянуть? Но ведь невозможно перечислить поименно сотни тысяч! Нет смысла, да и никто не в состоянии назвать все места, где осенью 1941 года и летом 1942-го происходили массовые убийства евреев. В каждом большом и маленьком городе, в каждом местечке — всюду была резня.
Если в местечке жило сто евреев, то убили сто, все сто и не меньше; если в большом городе жило пятьдесят пять тысяч, то убили пятьдесят пять тысяч, и ни одним человеком меньше. Подчеркнем, что истребление проводилось по точным, скрупулезно составленным спискам, что в этих списках не были пропущены ни столетние старики, ни грудные младенцы. В эти списки смерти были внесены все евреи, которых немцы встретили на Украине, — все до одного.
Убийство еврейского населения происходило на один манер, согласно подробной инструкции, где указывалось, как убить старика, еле волочащего ноги, и как вышибить душу из младенца, еще не сделавшего ни шагу.
В сотнях городов в одно и то же время было приказано загнать евреев в гетто. Потом им велено было собраться, взять с собой по15 килограммов багажа, и их выводили за город. Там их расстреливали из автоматического оружия.
Случайные свидетели этих массовых убийств еще до сих пор, два года спустя, не могут придти в себя от этого кошмара. Кровь сочится у них из глаз, когда они вспоминают эти картины ужаса и безумия.
Невозможно перечислить всех тех полковников, генералов, майоров, капитанов и лейтенантов немецкой армии, всех тех гестаповцев, которые организовывали убийство еврейского населения. Невозможно перечислить всех тех солдат, ефрейторов, обер-ефрейторов, унтер-офицеров, жандармов и полицаев, которые это убийство совершали.
В оккупированных районах немцы наказывают и убивают за малейшую провинность - за хранение кинжала или никуда не годного револьвера, которым играли дети; за дерзкое слово, сорвавшееся с языка; за попытку погасить собственный дом, подожженный фашистом; за отказ ехать в Германию на каторжную работу; за глоток воды, поданный партизану, — за все это лишают жизни тысячи заложников; расстреливают каждого прохожего, не поклонившегося немецкому офицеру-
Но евреев фашисты уничтожают только за то, что они евреи. Для немцев не существует евреев, которые имели бы право жить на свете. Быть евреем — это и есть самое большое преступление, и за него лишают жизни. Вот так немцы поубивали всех евреев на Украине. Так они уничтожили евреев во многих других странах Европы.
В основном были уничтожены старики и старухи, больные и дети. Это потому, что работоспособные мужчины и женщины, молодежь успели эвакуироваться, они ушли вместе с Красной Армией; они воюют на фронтах или работают на оборону. На Украине остались лишь те, кто не имел физической возможности уйти. Им — старикам, больным и детям — немцы устроили кровавую баню, истребили всех до одного.
С тех пор, как существует человечество, еще не было столь умопомрачительной резни, такого организованного массового истребления ни в чем не повинных, беззащитных людей. Это самое большое преступление, которое знает история, - а ведь история знает немало злодеяний. Ни Ирод, ни Нерон, ни Калигула, ни татарские ханы, ни монголы — никто не пролил столько крови на земле, никто не совершил таких преступлений. Ведь здесь - истребление целого народа, уничтожение миллионов детей, женщин и стариков.
Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину происшедшей трагедии. Человек, случайно заглянувший в покойницкую или видевший, как грузовик задавил восьмилетнюю школьницу, ходит несколько дней сам не свой, теряет сон и аппетит. Но нет человека с таким вибрирующим сердцем, с такой чуткой мыслью, с такой силой воображения, с таким мощным чувством гуманности и справедливости, который был бы в состоянии измерить кошмар происшедшего, прочитав об этом в книге или а газете. Эта ограниченность и есть счастливое свойство человеческого сознания, она и предохраняет людей от моральной пытки и безумия. Эта ограниченность — также и злосчастное свойство нашего сознания: она делает нас легкомысленными, позволяет нам (хотя бы на миг) забыть о самом большом злодеянии на свете.
Но мне кажется, что в это жестокое и страшное время, в котором нашему поколению суждено жить на земле, нельзя мириться со злодейством, нельзя быть равнодушным и морально нетребовательным к себе и другим.
Сентябрь 1943 год.
Продолжение следует. [...но продолжения не последовало.]
Прим. Пусть никого не смущает ремарка "перевод с идиш". Писатель Василий Гроссман писал на русском языке, но его авторский текст "Украина без евреев" был уничтожен. Сохранился текст, напечатанный в переводе на идиш в еврейской газете "Эйникайт". Текст Гроссмана восстановлен в обратном переводе с идиша на русский язык - выполнила его поэтесса Рахиль Баумволь. И я не знаю, сохранился ли хоть один экз. подлинного текста Василия Гроссмана. Вспоминая историю спасения рукописи его великого романа "Жизнь и судьба", уверена, что подлинник всё-таки сохранился - благодаря мужеству кого-нибудь из современников Василия Гроссмана, ещё одного свидетеля сталинской советской эпохи.
Когда под гром пушек и разрывы гранат наши войска входят в села левобережной Украины, домашние гуси поднимаются в воздух и машут своими большими белыми крыльями. Они кружат над хатами, над подернутыми зеленой ряской речками, над садами и огородами.
Есть что-то жуткое в этом тяжелом полете домашней птицы, в резком, тревожном и горьком крике ее, как бы зовущем красноармейцев взглянуть на скорбные, страшные картины жизни. Птицы словно рады приходу наших войск, и в то же время они плачут и стонут, они кричат о страшном горе, об огромных потерях; о слезах и крови, от которых седой и соленой стала украинская земля.
Я побывал в очень многих украинских городах и селах с тех пор, как я работаю спецкорреспондентом "Красной звезды". Был в Старобельске, Сватове, Купянске и Валуйках, в Ворошиловграде, Краснодоне, Нежине, Глухове и Кролевце, в Чернигове, Козельце, Астроге, Яготине, Борисполе, Батурине... Я был в сотнях деревень, хуторов, поселков, в рыболовных слободах на Десне и на Днепре, в хуторках, окруженных степью, в заброшенных домиках смоловаров, одиноко живущих среди вечного мрака сосновых лесов, в сказочных деревнях, где соломенные крыши еле видны среди густой зелени фруктовых садов.
Если взять и воедино собрать все истории и все картины, услышанные и увиденные нами за дни и месяцы, проведенные на Украине, получится страшная книга о невообразимых злодеяниях - о рабском труде, об огромных поборах, о детях, угнанных в Германию, о сожженных домах, об опустевших закромах, о виселицах на площадях и на улицах, о рвах, где расстреливали по малейшему подозрению в связи с партизанами, об оскорблениях, издевательствах, брани, о взяточничестве, пьянстве и произволе, о диком разврате преступников, которые в течение двух лет распоряжались судьбой, жизнью, честью, имуществом многомиллионного украинского народа. Ни в одном украинском городе или селе нет такого дома, где бы вы не услышали негодующего слова о немцах, где бы за эти два года не были пролиты слезы, где бы не посылали проклятий немецкому фашизму; нет дома без вдов и сирот. Эти слезы и проклятия впадают притоками в большую реку народного горя и народного гнева — днем и ночью плывет ее страшный и скорбный гул под украинским небом, почерневшим от дыма пожаров.
Но есть на Украине села, в которых не слышно жалоб, не видно заплаканных глаз, где тишина и покой. В такое вот село я приезжал дважды. Первый раз — 20 сентября, второй — 17 октября 1943 года. Село это лежит возле старого киевского шляха между Нежиным и Козельцем. Первый раз я там был днем, второй раз — грустным осенним вечером. И оба раза в Козарах было тихо - мертвенно тихо. Семьсот пятьдесят домов сожгли здесь немцы накануне пасхи. Семьсот пятьдесят семей погибло в огне. Ни один ребенок, ни одна старуха — никто не вышел живым из этого пожара. Так фашисты разделались с селом, впустившим партизан. Высокий запыленный бурьян вырос на пожарище. Колодцы забиты песком, огороды сплошь в сорняках, и лишь кое-где мелькнет цветок. Нет никого в Козарах, кто бы пожаловался, уронил слезу; тихо лежат мертвые тела, погребенные во дворах среди бурьяна. Тишина эта страшнее слез и проклятий, ужаснее стенаний и криков боли.
И я подумал, что так же, как молчат Козары, молчат на Украине евреи. Нет евреев на Украине. Всюду — в Полтаве, Харькове, Кременчуге, Борисполе, Яготине — во всех городах и в сотнях местечек, в тысячах сел ты не встретишь черных заплаканных девичьих глаз, не услышишь грустного голоса старушки - не увидишь смуглого личика голодного ребенка. Безмолвие. Тишина. Народ злодейски убит. Убиты старые ремесленники, опытные мастера: портные, шапочники, сапожники, медники, ювелиры, маляры, скорняки, переплетчики; убиты рабочие — носильщики, механики, электромонтеры, столяры, каменщики, слесари; убиты балаголы, трактористы, шоферы, деревообделочники; убиты водовозы, мельники, пекари, повара; убиты врачи — терапевты, зубные техники, хирурги, гинекологи; убиты ученые — бактериологи и биохимики, директора университетских клиник, учителя истории, алгебры и тригонометрии; убиты приват-доценты, ассистенты кафедр, кандидаты и доктора всевозможных наук; убиты инженеры — металлурги, мостовики, архитекторы, паровозостроители; убиты бухгалтеры, счетоводы, торговые работники, агенты снабжения, секретари, ночные сторожа; убиты учительницы, швеи; убиты бабушки, умевшие вязать чулки и печь вкусное печенье, варить бульон и делать струдель с орехами и яблоками, и убиты бабушки, которые не были мастерицами на все руки — они только умели любить своих детей и детей своих детей; убиты женщины, которые были преданы своим мужьям, и убиты легкомысленные женщины; убиты красивые девушки, ученые студентки и веселые школьницы; убиты некрасивые и глупые; убиты горбатые, убиты певицы, убиты слепые, убиты глухонемые, убиты скрипачи и пианисты, убиты двухлетние и трехлетние, убиты восьмидесятилетние старики с катарактами на мутных глазах, с холодными прозрачными пальцами и тихими голосами, словно шелестящая бумага, и убиты кричащие младенцы, жадно сосавшие материнскую грудь до последней своей минуты.
Во всех книгах наших великих писателей, рисующих жизнь Украины, - в произведениях Гоголя, Чехова, Короленко, Горького, где говорится о временах печальных и страшных или же о тихих и мирных, в "Тарасе Бульбе" Гоголя, в "Степи" Чехова, в удивительных и чистых рассказах Короленко — всюду упоминаются евреи. Да иначе и быть не могло! Все мы, родившиеся и выросшие на Украине, впитали в себя картины жизни еврейского народа в ее городах и селах.
Вспомните субботние дни, стариков с молитвенниками в руках, тихие весенние вечера; вспомните этих старых людей, как они стоят в кружок, и беседа их полна мудрости; вспомните степенных местечковых сапожников, как они сидят на низких скамеечках в своих домишках; вспомните наивные смешные вывески над дверьми слесарных и шапочных мастерских; вспомните запорошенных мучной пылью бин дюжников в фартуках из мешковины; стареньких бабушек в длинных юбках, торгующих с лотков карамельками и яблоками: черноглазых кудрявых ребятишек, бегающих и копошащихся в песке, — их головы со светлыми головками их украинских друзей перемешаны, как цветы, рассыпанные щедрой рукой жизни по богатой и благословенной украинской земле. Здесь жили наши деды, наши матери здесь нас пожали, здесь родились матери наших сыновей. Здесь пролито столько еврейского пота и слез, что, пожалуй, никому не придет в голову считать еврея гостем на чужой земле.
И вот, я изъездил и исходил эту землю от Северного Донца до Днепра, от Ворошиловграда в Донбассе до Чернигова на Десне. Я спускался к Днепру и смотрел на Киев. За все время я встретил лишь одного еврея. Это был лейтенант Шломо Киперштейн, который в сентябре 1941 года попал в окружение возле Яготина. Его нынешняя жена, крестьянка Василина Сокур, заявила, что он молдаванин. Не раз ее таскали в гестапо. Дважды ее избили: немцы подозревали, что ее муж еврей. Но она стояла на своем — ее мужа зовут Степаном, фамилия его — Новак. Я с ним беседовал, просидел целый вечер, слушая его рассказы, и все мы — Киперштейн, его жена и соседи крестьяне — все мы удивлялись, как это Киперштейн жив, как это его не убили. Больше я не встречал евреев на Украине. Знакомые рассказывали мне, что они видели евреев в Харькове и в Курске. Писатель Эренбург сообщил мне, что встретил еврейскую девушку-партизанку в одном из районов северной Украины. И это все.
Где сотни тысяч евреев, стариков и детей? Куда девался миллион людей, которые три года назад мирно жили вместе с украинцами, жили и трудились на этой земле?..
Не стоит, да это и невозможно — перечислить по именам всех евреев, уничтоженных фашистами. Потому что все уничтоженные в равной мере безвинны. Всех их можно вставить в скорбный список. И всемирно известных, и евреек из маленьких захолустных местечек, еле читавших по молитвеннику на идише. Почему же упомянуть одних, а других не упомянуть? Но ведь невозможно перечислить поименно сотни тысяч! Нет смысла, да и никто не в состоянии назвать все места, где осенью 1941 года и летом 1942-го происходили массовые убийства евреев. В каждом большом и маленьком городе, в каждом местечке — всюду была резня.
Если в местечке жило сто евреев, то убили сто, все сто и не меньше; если в большом городе жило пятьдесят пять тысяч, то убили пятьдесят пять тысяч, и ни одним человеком меньше. Подчеркнем, что истребление проводилось по точным, скрупулезно составленным спискам, что в этих списках не были пропущены ни столетние старики, ни грудные младенцы. В эти списки смерти были внесены все евреи, которых немцы встретили на Украине, — все до одного.
Убийство еврейского населения происходило на один манер, согласно подробной инструкции, где указывалось, как убить старика, еле волочащего ноги, и как вышибить душу из младенца, еще не сделавшего ни шагу.
В сотнях городов в одно и то же время было приказано загнать евреев в гетто. Потом им велено было собраться, взять с собой по
Случайные свидетели этих массовых убийств еще до сих пор, два года спустя, не могут придти в себя от этого кошмара. Кровь сочится у них из глаз, когда они вспоминают эти картины ужаса и безумия.
Невозможно перечислить всех тех полковников, генералов, майоров, капитанов и лейтенантов немецкой армии, всех тех гестаповцев, которые организовывали убийство еврейского населения. Невозможно перечислить всех тех солдат, ефрейторов, обер-ефрейторов, унтер-офицеров, жандармов и полицаев, которые это убийство совершали.
В оккупированных районах немцы наказывают и убивают за малейшую провинность - за хранение кинжала или никуда не годного револьвера, которым играли дети; за дерзкое слово, сорвавшееся с языка; за попытку погасить собственный дом, подожженный фашистом; за отказ ехать в Германию на каторжную работу; за глоток воды, поданный партизану, — за все это лишают жизни тысячи заложников; расстреливают каждого прохожего, не поклонившегося немецкому офицеру-
Но евреев фашисты уничтожают только за то, что они евреи. Для немцев не существует евреев, которые имели бы право жить на свете. Быть евреем — это и есть самое большое преступление, и за него лишают жизни. Вот так немцы поубивали всех евреев на Украине. Так они уничтожили евреев во многих других странах Европы.
В основном были уничтожены старики и старухи, больные и дети. Это потому, что работоспособные мужчины и женщины, молодежь успели эвакуироваться, они ушли вместе с Красной Армией; они воюют на фронтах или работают на оборону. На Украине остались лишь те, кто не имел физической возможности уйти. Им — старикам, больным и детям — немцы устроили кровавую баню, истребили всех до одного.
С тех пор, как существует человечество, еще не было столь умопомрачительной резни, такого организованного массового истребления ни в чем не повинных, беззащитных людей. Это самое большое преступление, которое знает история, - а ведь история знает немало злодеяний. Ни Ирод, ни Нерон, ни Калигула, ни татарские ханы, ни монголы — никто не пролил столько крови на земле, никто не совершил таких преступлений. Ведь здесь - истребление целого народа, уничтожение миллионов детей, женщин и стариков.
Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину происшедшей трагедии. Человек, случайно заглянувший в покойницкую или видевший, как грузовик задавил восьмилетнюю школьницу, ходит несколько дней сам не свой, теряет сон и аппетит. Но нет человека с таким вибрирующим сердцем, с такой чуткой мыслью, с такой силой воображения, с таким мощным чувством гуманности и справедливости, который был бы в состоянии измерить кошмар происшедшего, прочитав об этом в книге или а газете. Эта ограниченность и есть счастливое свойство человеческого сознания, она и предохраняет людей от моральной пытки и безумия. Эта ограниченность — также и злосчастное свойство нашего сознания: она делает нас легкомысленными, позволяет нам (хотя бы на миг) забыть о самом большом злодеянии на свете.
Но мне кажется, что в это жестокое и страшное время, в котором нашему поколению суждено жить на земле, нельзя мириться со злодейством, нельзя быть равнодушным и морально нетребовательным к себе и другим.
Сентябрь 1943 год.
Продолжение следует. [...но продолжения не последовало.]
Прим. Пусть никого не смущает ремарка "перевод с идиш". Писатель Василий Гроссман писал на русском языке, но его авторский текст "Украина без евреев" был уничтожен. Сохранился текст, напечатанный в переводе на идиш в еврейской газете "Эйникайт". Текст Гроссмана восстановлен в обратном переводе с идиша на русский язык - выполнила его поэтесса Рахиль Баумволь. И я не знаю, сохранился ли хоть один экз. подлинного текста Василия Гроссмана. Вспоминая историю спасения рукописи его великого романа "Жизнь и судьба", уверена, что подлинник всё-таки сохранился - благодаря мужеству кого-нибудь из современников Василия Гроссмана, ещё одного свидетеля сталинской советской эпохи.
Материал из Википедии:
Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху Украина (на территории Галиции и Волыни) и Литва. [2] На основании политических указаний Риббентропа Кейтель сформулировал задание Канарису: «Вы, Канарис, должны организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно, - поляков и евреев». Риббентроп, уточняя формы восстания, особо указывал на необходимость уничтожения поляков и евреев. Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов. [3][4] Результатом этих указаний становится так называемый «Меморандум Канариса от 12 сентября 1939 года», представленный в материалах Нюрнбергского трибунала как документ 3047-ps[5]).
В апреле 1941 сторонники Бандеры созвало свой собственный II Великий Сбор украинских националистов, чем подчеркнуло своё непризнание легитимности такого же по названию собрания группы Мельника 27-30 августа 1939 г .– назвав его римским съездом. Вождем ОУН был избран Степан Бандера, заместителем —Ярослав Стецько.
Организационным приветствием члена ОУН было принято Нацистское приветствие –со словами «Слава Украине» – ответ «Героям Слава» также допускалась сокращенная версия – «Слава»-«Слава». Были приняты цвета флага ОУН – чёрный и красный.
В решениях съезда говорилось: «Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма на Украине. Противоеврейские настроения украинских масс использует московско-большевистское правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительной причины бед и чтобы во время восстания направить их на еврейские погромы. Организация Украинских Националистов борется с евреями как с опорой московско-большевистского режима, одновременно осведомляя народные массы, что Москва — это главный враг»[12][13].
В базовом документе ОУН(б) принятой после Съезда - инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» указывалось:
«Очищение территории от враждебного элемента…
п. 15.Во времена хаоса и смуты можно позволить себе ликвидацию нежелательных польских, московских и жидовских деятелей, особенно сторонников большевистско-московского империализма; Политика в отношении национальных меньшинств: п. 16.национальные меньшинства делятся на: а) лояльные нам, собственно члены все еще угнетенных народов; б) враждебные нам – москали, поляки и жиды. а) имеют одинаковые права с украинцами..., б) уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим: переселять в их земли, уничтожать, главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т.п. Руководителей уничтожат. Жидов изолировать, поубирать из управленческих структур, а также поляков и москалей. Если бы была непреодолимая нужда, оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить ему нашего милиционера над головой и ликвировать при наименьшей провинности. Руководителями могут быть только украинцы, а не чужаки -враги. Ассимиляция жидов исключается».
В заданиях очерченных той же инструкцией для Службы Безопасности ОУН (б) и подчиненной ей Народной Милиции указывалось :
«…существуют элементы … которые при создании нового революционного строя на Украине должны быть нейтрализованы. Этими элементами являются:
-Москали, направленные на украинские земли для закрепления власти Москвы на Украине;
-Жиды как индивидуально так и как национальная группа;
-Иноземцы, преимущественно разные азиаты, которыми колонизирует Москва Украину с целью создания на Украине национальной шахматной доски;
-Поляки, на западно-украинских землях, которые не отреклись мечты от построения Великой Польши, как раз за счёт украинских земель, хоть бы и Польша стала красной.»
С началом операции «Барбаросса» ОУН(б) на «освобожденных» вермахтом территориях начинает формирование отрядов украинской милиции. 25 июня 1941 г . Я.Стецько в своем письме-отчете С.Бандере писал: «создаем милицию, которая поможет убирать евреев». В тылах передовых частей немецких войск С.Бандера и Ярослав Стецько с группой сторонников 29 июня прибыл во Львов, где Бандера был задержан и возвращен в Краков,[17] а Стецько на следующий день созвал «Украинские национальные сборы», провозгласившие 30 июня 1941 «Украинское государство», которое будет вместе с Великой Германией устанавливать новый порядок по всему миру во главе с «вождем украинского народа Степаном Бандерой».
Подчёркивая свою приверженность крайнему антикоммунизму,антисемитизму и русофобии[19], деятели ОУН(б) рассчитывали углубить сотрудничество с нацистским режимом. В заявлении руководителя новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослава Стецько говорилось:
«Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации жидовства, исключая их ассимиляцию».
28 июля 1941 года
№82/п
г.Львов 28 июля 1941
Службе безопасности ОУН во Львове
Нас уведомляет протоирей отец Табинский: наша милиция проводит теперь с немецкими органами многочисленные аресты жидов. Перед ликвидацией жиды защищаются всеми способами, в первую очередь деньгами. В соответствии с информацией отца Табинского, среди наших милиционеров есть те, которые за золото или деньги освобождают жидов, они должны быть арестованы. У нас нет никаких конкретных данных, но мы передаем вам для информации и дальнейшего использования. Слава Украине
Организация украинских националистов
Главный отдел пропаганды
№82/п
г.Львов 28 июля 1941
Службе безопасности ОУН во Львове
Нас уведомляет протоирей отец Табинский: наша милиция проводит теперь с немецкими органами многочисленные аресты жидов. Перед ликвидацией жиды защищаются всеми способами, в первую очередь деньгами. В соответствии с информацией отца Табинского, среди наших милиционеров есть те, которые за золото или деньги освобождают жидов, они должны быть арестованы. У нас нет никаких конкретных данных, но мы передаем вам для информации и дальнейшего использования. Слава Украине
Организация украинских националистов
Главный отдел пропаганды
Походные группы ОУН(б) с начала компании до ноября 1941 не встречают значительных препятствий в своем продвижении по территории «Рейхскомиссариата Украина». Отчет СД конца октября 1941 отмечает, что подобные группы наряду с формированием администрации, полиции, уничтожением коммунистов и евреев и прочих занимаются активной пропагандой своих идей. Отчет начала ноября говорит о негативном отношении населения к подобным группам, а их действия вызывают «ненужную напряженность» и «негативно отражаются на авторитете единственно возможной немецкой власти».
Прямым следствием этого стали масштабные антиеврейские акции лета 1941 года. Евреи уничтожались боевиками ОУН и «украинской милицией» как в сельской местности, так и в крупных городах. Наиболее масштабными стали акции по уничтожению евреев во Львове и Злочеве, во время которых националисты взаимодействовали с частями айнзатцгруппы «Б» и солдатами дивизии СС «Викинг». При этом участие в уничтожении внесенных в «черные списки» поляков и евреев во Львове принимала часть военнослужащих украинского батальона «Нахтигаль».
Именно подразделения украинской полиции (4 — 6 тыс.) стали важной составляющей частью формирования УПА весной 1943 г .
Украинская милиция была широко задействована в уничтожении, прежде всего, - евреев, цыган и коммунистов. Так к концу осени 1941 эти формирования приняли активное участие в уничтожении от 200 тысяч евреев только на территории Рейсхскомиссариата Украина. В 1942 они продолжили участиев уничтожении еврейского населения в западных и восточных областях Украины. Они также входили в состав охраны концентрационных лагерей для военнопленных и еврейских гетто.
Переход на антинемецкие позиции, однако, не повлиял на антиеврейскую политику, проводившуюся бандеровцами. Новым лозунгом ОУН(Б) стал лозунг «Да здравствует независимая Украина без евреев, поляков и немцев. Поляки за Сан, немцы в Берлин, евреи на крюк!» Антиеврейская позиция организации была официально подтверждена на Второй конференции ОУН(б) в апреле 1942 года.
В Ковеле в мае 1942 года священник Украинской автокефальной церкви обратился к пастве с проповедью не помогать евреям:
Я умоляю вас: не давайте ни куска хлеба еврею! Не давайте ему ни капли воды! Не давайте ему крова! Всякий, кто знает, что где-то прячется еврей, обязан найти его и сдать немцам. От евреев не должно остаться никаких следов. Мы должны стереть их с лица земли. Только когда исчезнет последний еврей, мы победим в войне![6]
Украинская полиция принимала участие в расстреле киевских евреев в Бабьем Яре, а также в одном из самых первых массовых расстрелов еврейских детей в Белой Церкви под Киевом. «О масштабах участия украинской полиции в Холокосте свидетельствует сообщение штаба 444-й охранной дивизии от 20.10.1941, в котором отмечается, что «еврейский вопрос» на юге Украины «решен окончательно», а «украинская полиция хорошо зарекомендовала себя при исполнении служебных обязанностей».
«Мы должны заявить, что многие из (ОУН) и (УПА) были убийцами евреев», — заявил порталу IzRus экс-председатель правления «Яд Вашем» Ицхак Арад, сражавшийся всю войну с нацистами и коллаборационистами в лесах Литвы и Белоруссии.- «Организация украинских националистов распространяла антисемитизм в своей пропаганде. Ее лидеры заявляли, что в их Украине не будет места москалям, полякам и жидам».
Арад добавил, что в рядах УПА, сформированной в 1943 году на базе военизированных подразделений ОУН Бандеры, состояли бывшие украинские полицаи — участники геноцида евреев. Он напомнил, что весной 1943-го эти работавшие на немцев полицаи покинули свои посты и ушли в леса по призыву ОУН. «УПА убивала и еврейских беглецов из гетто, особенно на Волыни».
Далее мы размещаем на стационарной странице нашего блога официальный материал из Еврейской энциклопедии. Мы хотим чтобы этот текст служил нам постоянным напоминанием о Катастрофе еврейского народа на территории вечно оккупированной чужинцями Украины. А также служил постояной ссылкой в ответ на выпады современной антисемитской пропаганды, исходящей как из уст московских имперских шовинистов, так и – со стороны экстремистского крыла украинских националистов разных мастей и окрасок.
БА́БИЙ ЯР, овраг на бывшей окраине Киева, который стал символом гибели евреев от рук нацистов в СССР во время Второй мировой войны. 20 сентября 1941 г . германская армия оккупировала Киев. Значительная часть еврейского населения города не успела эвакуироваться как из-за стремительных темпов немецкого наступления, так и потому, что руководители Советского Союза и Украины неоднократно заявляли, что Киев не будет сдан. Поводом к уничтожению еврейского населения послужили серия взрывов в центре города, совершенных по приказу командования Красной армии. Первый такой взрыв произошел 24 сентября 1941 г ., были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница для офицеров. Оккупационные власти Киева вывесили около двух тысяч объявлений следующего содержания: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явится в понедельник 29 сентября на угол Мельниковской и Дегтяревской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее. Кто из жидов не выполнит это распоряжение и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян». 29 сентября колонны евреев с вещами в сопровождении охраны направились в Бабий Яр. Там они сдавали документы и ценные вещи и раздевались, после чего их подводили к яме и расстреливали.
Основною роль в уничтожении евреев Киева играла эйнзацгруппе «С» под командованием штандартенфюрера СС О. Раша. В акции также участвовали подразделения вермахта и вспомогательной украинской полиции, в том числе сформированные из жителей Западной Украины. Согласно отчету командования подразделения эйнзацгруппе «С» зондеркоманды «4А», только 29 сентября в Бабьем Яру были расстреляны 33 771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней. Немецкое командование, националистические украинские газеты требовали от жителей Киева выдавать евреев. В одном из номеров газеты «Украинское слово» за октябрь 1941 г . была помещена статья, в которой говорилось: «Жиды, которые до сих пор есть в Киеве, маскируются под разные национальности — греков, армян, украинцев, русских, платят сотни тысяч рублей за соответствующие документы. Но Украина имеет множество настоящих патриотов, которые мечтают как можно скорее очистить свою жизнь, свои села, густые леса и прекрасные города от партизан, жидов-подстрекателей и красных комиссаров. Эти патриоты ежедневно приходят в маленький домик на бульваре Шевченко (гестапо) и рассказывают про врагов». В Киеве был распространен приказ, по которому управдомы и дворники обязаны были направить или привести в ближайшие комиссариаты всех «жидов, работников НКВД и членов ВКП(б)». Особо подчеркивалось, что наказанием за укрывание этих людей будет смертная казнь.
Были случаи, когда русские, украинцы, поляки и даже украинские полицейские и немецкие военнослужащие спасали евреев (иногда выводили из Бабьего Яра еврейских детей, часто за взятку). По оценке украинских ученых, в 1941–43 гг. в Бабьем Яру было расстреляно 150 тыс. евреев – жителей Киева и других городов Украины. Здесь же были расстреляны десятки тысяч представителей других национальностей. В 1944 г . по распоряжению главы СС (см. СС и СД), министра внутренних дел Германии Г. Гиммлера была создана «команда 1005» для ликвидации следов массового уничтожения еврейского населения. Летом 1943 г . рабочие команды, в основном состоявшие из евреев, раскапывали и сжигали трупы в Бабьем Яру. 29 сентября 1943 г . группе заключенных удалось совершить побег.
Памятная записка советского правительства союзникам относительно военных преступлений, датированная 6 января 1942 г . и подписанная В. Молотовым, отмечает, что в числе жертв было «большое число евреев, включая женщин и детей всех возрастов». После войны советское население узнало о преступлении из газет, официальных сообщений и художественной литературы. Чувство кровной связи с погибшими в Бабьем Яру прозвучало, в частности, в стихотворении И. Эренбурга «Бабий Яр» (1945): «Мое дитя! Мои румяна! Моя несметная родня! Я слышу, как из каждой ямы Вы окликаете меня».
В Бабьем Яру собирались поставить памятник жертвам нацистского геноцида. Архитектор А. Власов создал проект памятника, а художник Б. Овчинников подготовил эскизы. Но с началом антиеврейской кампании 1948–49 гг. в СССР стали избегать упоминаний о Бабьем Яре. Политика замалчивания продолжалась и после смерти Сталина. В 1959 г . писатель Виктор Некрасов выступил на страницах «Литературной газеты» с призывом воздвигнуть памятник в Бабьем Яру вместо того, чтобы создавать стадион на месте оврага, как планировали власти. В сентябре 1961 г . в той же газете появились стихи Е. Евтушенко «Бабий Яр». Своим вызовом антисемитизму он обвинил тех, кто пытался замолчать мученичество евреев. Эти стихи вызвали бурную общественную реакцию в СССР и произвели огромное впечатление на мировое общественное мнение. Д. Шостакович переложил их на музыку в 13-й симфонии, впервые прозвучавшей в декабре 1962 г . и после этого почти не исполнявшейся. Евтушенко подвергся суровой критике со стороны ряда антисемитских литераторов. 8 марта 1963 г . его публично осудил Н. Хрущев. Тема мученичества евреев была запрещена. Однако Бабий Яр стал одной из ведущих тем одноименной документальной повести А. Кузнецова (первая публикация — журнал «Юность», 1966; издание с восстановлением мест, выброшенных и искаженных советской цензурой, осуществлено автором в эмиграции, 1970).
13 марта 1961 г . произошла так называемая куреневская трагедия: пульпа, которую закачивали по трубопроводам в Бабий Яр, прорвала защитные сооружения и устремилась на городской район Куреневка. Погибли сотни людей, был уничтожен жилой массив, депо, пострадали несколько заводов. А. Кузнецов писал: «Попытка стереть Бабий Яр... привела к новым массовым жертвам, даже возникли суеверия. Популярной была фраза: “Бабий Яр мстит”».
С середины 1960-х гг. каждый год евреи Киева и других городов отмечали, несмотря на запрещения и преследования со стороны властей, годовщину гибели своих братьев в Бабьем Яру, возлагаются венки и произносили речи. В 1966 г ., в день 25-й годовщины расстрелов, среди выступавших был украинский писатель Иван Дзюба. Его речь была проникнута симпатией и сочувствием к еврейскому народу и пониманием международного смысла трагедии в Бабьем Яру. За выступление на несанкционированном митинге в Бабьем Яру 29 сентября 1968 г . был арестован и осужден киевский еврейский правозащитник Б. Кочубиевский. В 1971 г ., когда день массовых расстрелов евреев в Бабьем Яру (по гражданскому календарю) совпал с Иом-Киппур, несколько сот евреев Киева и других городов молились и постились у Бабьего Яра, а группа американских евреев — у здания ООН.
В начале 1970-х гг. под давлением международных организаций министерство культуры Украины вынуждено было организовать конкурс на проект памятника в Бабьем Яру. В объявлении об открытии выставки проектов вместо названия «Бабий Яр» фигурировало «Шевченковский район». Наиболее интересные проекты были отвергнуты комиссией из-за «отсутствия оптимизма». В 1976 г . вблизи Бабьего Яра установлена помпезная «героическая» мемориальная композиция, нисколько не отвечающая духу происшедшей здесь трагедии. В надписи на монументе не было никаких намеков на то, что подавляющее большинство расстрелянных здесь «советских граждан» — евреи. Во всех путеводителях и справочниках мемориал назывался «памятник в Сырецком массиве».
С восстановлением независимой Украины отношение властей к памяти жертв Бабьего Яра изменилось. К 50-летию трагедии в 1991 г . были проведены церемонии, посвященные памяти жертв Бабьего Яра. Председатель Верховного Совета Украины Л. Кравчук (позднее — первый президент страны) на массовом траурном митинге с участием зарубежных, в том числе израильских, гостей принес извинения еврейскому народу в связи с участием украинцев в гитлеровском геноциде.
В 1991 г . место уничтожения евреев в Бабьем Яру было отмечено памятным знаком — менорой.
В 1992 г . недалеко от Бабьего Яра был установлен памятник уничтоженным еврейским детям.
В 2003 г . во время визита на Украину президента Израиля М. Кацава, рядом с менорой был установлен памятный знак.
С1991 г . ежегодно 29 сентября в Бабьем Яру происходят траурные митинги, в которых принимают участие украинские государственные деятели, посол Израиля, представители международных еврейских организаций, делегации разных стран, тысячи евреев Киева.
С
В 2001 г . Джойнт предложил создать в Бабьем Яру мемориально-просветительский общинный центр «Наследие», который предполагалось построить недалеко от места массовых казней и разместить в нем институт Холокоста (Катастрофы) и общинный центр, в котором проходили бы развлекательные мероприятия. Проект создания такого центра в Бабьем Яру вызвал раскол как в еврейской общине Украины, так и среди общественности страны. Против проекта решительно выступила Ассоциация еврейских организаций и общин (Ва‘ад) Украины, руководитель которой И. Зисельс (родился в 1946 г .) решительно осудил строительство «на костях». В то же время проект поддержали главный раввин Украины Я. Д. Блайх (родился в 1964 г .) и Еврейская конфедерация Украины. Бурные протесты привели в 2004 г . к отмене плана строительства в Бабьем Яру.
Трагедия Бабьего Яра привлекает пристальное внимание антисемитских кругов на Украине. Так, в 1994–97 гг. в газете «Вечерний Киев» периодически появлялись статьи, в которых доказывалось, что в Бабьем Яру никого не расстреливали и что «всю эту историю выдумали евреи». В 2005–2006 гг. на Украине широко распространялась книга «Правда про Бабий Яр», в которой также отрицались события 1941 г . Представители украинской интеллигенции выступают с опровержениями подобных кощунственных заявлений. Памятные знаки в Бабьем Яру неоднократно оскверняли, однако украинские власти не организовали их охрану.
В 1991 г . издательство «Библиотека-Алия» (Иерусалим) выпустило в свет сборник документов и материалов «Бабий Яр». В 2003 г . режиссер Н. Засеев-Руденко снял телевизионный фильм «Бабий Яр», в котором снимались известная российская актриса Элина Быстрицкая (родилась в 1928 г .). В 2005 г . на основе телевизионного был снят художественный фильм под тем же названием. В 2006 г . закончились съемки документального фильма «Бабий Яр», продюсером которого стал С. Спилберг (режиссер — известный украинский кинодокументалист С. Буковский).
Ровно год тому - 29.09.2009, Игорь Коломойский напомнил: «Бабий Яр — это символ трагедии Холокоста, а потому здесь нужно построить такой комплекс, чтобы через многие десятилетия люди видели весь ужас событий, произошедших 68 лет назад. Сегодня находятся люди, которые начинают отрицать Холокост, которые рисуют плакаты с надписями «Холокосту не було!« (такой плакат появился на митинге в одной из областей Украины — ред.). А потому мы обязаны вернуть память о сотнях тысячах погибших, пока живы те, кто видел и знал, что такое Бабий Яр. И должны это сделать немедленно!».
Президент фонда «Бабий Яр» уточнил, что условия конкурса будут объявлены уже на следующей неделе. «Мы попытаемся провести конкурс в максимально короткое время — и приступить к строительству», — призвал Игорь Коломойский.
Была ли причиной широкого участия западноукраинцев в геноциде евреев советизация края в 1939–1941 годах? Или причиной был специфический характер украинского национализма?
Причины широкого соучастия населения Западной Украины, равно как и некоторых других стран, в убийстве евреев сложнее. Становление нового украинского национального этноса в XX столетии было неразрывно связано с культурным наследием хмельнитчины и гайдамацкого движения, важным компонентом которого был антиеврейский пафос. В народном сознании прочно укоренился образ еврея как врага, «нехристя» и эксплуататора. Именно поэтому евреи зачастую рассматривались и как враг национальный, препятствовавший возрождению Украины в ее исторических границах. Особенно остро вопрос «чья земля?» стоял в Восточной Галиции, где поляки составляли почти половину населения, а в городах украинцы были в меньшинстве.
Война и немецкая оккупация давали возможность украинскому национальному движению (главной силой в котором тогда была экстремистская и пронацистская ОУН) решить национальный вопрос, «украинизировать» Украину одним ударом. Акции бандеровцев и мельниковцев (две фракции в ОУН) против евреев и поляков были типичными «этническими чистками». Эпоха раскулачивания и Голодомора в СССР, а затем «строительства германского Рейха» приучила украинских националистов к идее, что массовое убийство – вполне допустимое средство в борьбе за национальную цель. Расизм, прочно вошедший в идеологию ОУН, влек за собой представление, будто евреи «виноваты» (несущественно, в чем – в большевизме или в польском шовинизме) коллективно, как нация, и «наказаны» должны быть коллективно. Отсюда уже был один шаг до геноцида. И он сделан был под влиянием дополнительных факторов, включавших и нацистский антисемитизм, и программу «окончательного решения еврейского вопроса», и общую геополитическую ориентацию ОУН на Германию.
Эмиграция евреев с территории России началась после 1870 года, и с самого начала она ориентировалась на Новый Свет, и в первую очередь на США, где с момента провозглашения американской конституции, евреи пользовались точно такими же гражданскими и религиозными правами, как и христиане( 6.) Евреи составляли более 40% эмигрантов из России. Среди 1732,5 тысячи уроженцев России, зафиксированных в США переписью 1910 года, на них приходилось 83,8%.
Эмиграция из СССР евреев, (1948-1985)
1948–1970 | 25200 |
1971–1980 | 248900 |
1981–1985 | 15900 |
Всего | 290000 |
1574,4 1532,8 840,3 776,1 632,9 486,6 103,6 0,21%
Согласно переписям населения, численность евреев на территории Украины неуклонно уменьшается: если в 1926 году их насчитывалось 1574,4 тыс. человек, то в 1959 году после Второй мировой — 840,3 тыс. человек, а в 1989 году — 486,6 тыс. человек.
Однако наиболее ощутимое снижение отмечено в 1990-е годы: за 12 лет (между переписями 1989 и 2001) численность евреев на Украине уменьшилась в 4,7 раза до 103,6 тыс.
Шломо Громан сообщает о СОКРАЩЕНИИ РЕПАТРИАЦИИ из УКРАИНЫ :
Демографы оценивают число этнических евреев на Украине в 100.000 человек (более точные данные переписи см. здесь) - почти в десять раз меньше, чем сразу после Второй мировой войны, и вчетверо меньше, чем в конце 1980-х гг.
По данным министерства абсорбции, за период с января по сентябрь 2001 года количество репатриантов из Украины составило 10.300 - на четверть меньше, чем за аналогичный период 2000 года. В общей сложности с начала 1989 года из этой страны прибыло 296.000 человек - на 4000 меньше, чем из Российской Федерации. Далее по размерам репатриации следуют Узбекистан, Белоруссия и Молдавия.
Демографы оценивают число этнических евреев на Украине в 100.000 человек (более точные данные переписи см. здесь) - почти в десять раз меньше, чем сразу после Второй мировой войны, и вчетверо меньше, чем в конце 1980-х гг.
По данным министерства абсорбции, за период с января по сентябрь 2001 года количество репатриантов из Украины составило 10.300 - на четверть меньше, чем за аналогичный период 2000 года. В общей сложности с начала 1989 года из этой страны прибыло 296.000 человек - на 4000 меньше, чем из Российской Федерации. Далее по размерам репатриации следуют Узбекистан, Белоруссия и Молдавия.
Всего за указанный период из республик бывшего СССР в Израиль выехало 911.000 человек, что составило 83,9% от общего количества репатриантов, приехавших в страну.
2. Картина Вторая. УКРАИНА С ЕВРЕЯМИ
Ни Гитлер, ни Сталин, ни их мелкие эпигоны – чаушески, слава
Б-гу, так и не дожили до «окончательного решения» еврейского вопроса.
А вот евреи близки к его противоположному решению, в одной или двух, отдельно взятых странах, на просторах СНГ…. Мы рады за выживший, после беспрецидентного в истории человечества геноцида, и крепко ставший на ноги еврейский народ. И морально поддерживаем его материальные, интеллектуальные и духовные инвестиции в Украину!
Иосиф Зисельс: Концепция, принятая в свое время еврейским миром по отношению к восточноевропейским евреям, оказалась несостоятельной, в том числе и потому, что она никогда не согласовывалась с нами, не получала нашего одобрения.
Концепция эта заключается в том, что «советские» евреи — только потенциал для репатриации, и укреплять их общины нет необходимости. До тех же пор, пока все не уехали, временно остающихся ассимилированных евреев «обслужат» профессиональные структуры: «Сохнут», «Джойнт» и другие.
Прошло уже 11 лет, рассыпались «оптимистические» пророчества о поголовной репатриации, и мы остались с большой, слабой, разрозненной и неструктурированной, но все же — с общиной, обремененной массой проблем.
Только община, а не одна из организаций, пусть и самая богатая, должна представлять евреев Украины в мире. Я полагаю, это единственная верная для нас дорога.
Во всем мире сегодня — серьезные еврейские структуры имеют во главе крупных бизнесменов, которые находят время, желание, энергию и готовы дать деньги для того, чтобы что-то значить в еврейском мире.
Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, прослеживается возникший в последние годы и медленно возрастающий (количественно) процесс реэмиграции. За пять лет (1994–1998) только по официальным данным «возвратились» в Украину (из Израиля, США, Германии и России) около 9500 евреев (с семьями), что составляет примерно 5% количества эмигрировавших за то же время.
Часть реэмигрантов — люди, получившие образование и деловые навыки в Израиле, США или Европе и желающие применить их в новых условиях в Украине. Часто такие люди являются посредниками для западных и израильских инвесторов, так как намного лучше знают ситуацию в Украине, не говоря уже о знании языка, ментальности и сохранившихся связях.
Поскольку далеко не все «возвращенцы» официально заявляют о своем новом статусе, можно предположить, что реальные цифры реэмиграции в 2–3 раза выше.
По израильским неофициальным данным, за последние годы из Израиля в СНГ возвратились 30–40 тыс. репатриантов.
За всю тысячелетнюю историю Украины-Русы впервые в десятке миллиардеров – 50 % - евреи! 40% - среди сотни миллионеров (!) и т.д. (это при 0,21% удельного веса среди населения Украины) Есть чем гордиться!
200 самых богатых людей Украины.
рейтинг Фокуса http://focus.ua/charts/110931
Их активы оценены -$ 50 млрд.
Но еще интереснее выглядит первая двадцатка с активами – 30 млрд. (из 50-и):
Это и есть истинные хозяева . В хорошем смысле этого слова.
Википедия рисует нам любопытную картину: Богатейшие граждане стран СНГ и потомки эмигрантов из СССР и Российской империи на 2008 год
Российские банки поглощают бизнес своих украинских клиентов. – пестрят заголовки ….
А кто владельцы российских банков действующих в Украине? – Правильно, это не секрет. И слава богу. А что может случится с банком, в котором нет еврейских мозгов, говорит печально известный опыт такого украинского гиганта как ПИБ….Его единоличный владелец (конторольнго пакета акций) и бессменный председатель с 1992 года постоянно заявлял «в моем банке нет места ни жидам ни москалям». Кончилось тем что места не осталось именно ему, а банк рейдерски захвачен российскими еврейскими капиталами и банками….
Поэтому давайте порадуемся уму и талантам этих виртуозов рынка и, вместо того, чтобы проклинать,- поддержим их усилия по вытаскиванию Украины на цивилизационный путь из бедности темноты и мракобесия которое навязывается ей «великим и могучим Сташим Братом - Третьим Римом.»
Поверьте своему голосу совести: народ который за одно столетие в ценрте Европы пережил невиданный в истории геноцид, потерял половину всего народа, за два послевоенных поколения не просто выжил а постороил свое государство, победившее враждебный ислам уже в трех войнах и пр. и пр. Этот народ поможет и себе и нам.
Украинским националистам и русским колобарантам в Украине продуктивнее будет на 180% развернуть оглобли своей ксенофобии и антисемитизма, как это сделали в свое время отцы - основатели США. Потому что потоки эмиграции евреев безошибочно указывают уже пару тысяч лет на то - в какой стране наступает процветание и свобода с демократией, а в какой наступает фашизм и деградация.
Но, увы, Россию будут «спасать» китайцы, они уже за это взялись. А нам надеяться не на кого, кроме мирового еврейства (в лице государства Израиль, американских и европейских еврейских общин, и малочисленной, но богатой и влиятельной еврейской общины в Украине.
Возьмем, для иллюстрации, справку о Днепропетровской еврейской общине:
Вн имательно изучим список членов этого совета и вместо отрицательных, сделаем положительные выводы для Украины. И будем доводить их до общественного мнения. Задача не из легких . Но на этом пути легких - не бывает. Лехаим!
Из интервью порталу IzRus раббе Каминецкого:
Раввин-наставник украинских олигархов раскрыл секреты удачи Даже скептики признают, что Каминецкий — личность выдающаяся. Еще в конце советской эпохи он был направлен в Днепропетровск ныне покойным последним Любавическим Реббе.
Сейчас это Самый влиятельный духовный деятель иудаизма на постсоветском пространстве, снискавший славу чудотворца и собравший вокруг себя крупнейших еврейских олигархов Украины.
«….Самый большой еврейский центр в мире.
7 башен-свечей должны подняться над Днепропетровском, когда будет завершено строительство крупнейшего в мире еврейского общинного центра «Менора». Главная башня будет иметь 20 этажей. Весь проект был разработан местными архитекторами-евреями и поддержан крупнейшими спонсорами Днепропетровской общины. Известные олигархи-партнеры Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский выделили 80 миллионов долларов на реализацию проекта. Об этом порталу IzRus рассказал сам Шмуэль Каминецкий. И хотя 50%–60% от 70 членов попечительского совета общины испытывают финансовые трудности, стройка центра «Менора» продолжается несмотря на кризис.
В гигантском комплексе разместятся Музей еврейской истории и Холокоста, методический центр, конференц-залы, кошерные рестораны, книжные магазины, благотворительные учреждения, помещения для занятий и общинных программ с круглосуточной активностью. Предусмотрен также зал торжеств, где будут проходить еврейские свадьбы, юбилеи и другие мероприятия. Частью комплекса станет торговый центр с магазинами, комфортабельный отель на 70 номеров, квартиры для посланников «Сохнута», «Натива» и «Джойнта», и, возможно, офисные помещения для этих организаций. Если огромный многоэтажный центр ХАБАДа в столице России («Марьина Роща») имеет площадь17,000 кв. м, то мы размахнулись на 36,000 кв. м.
Каминецкий сам задал себе вопрос: «Зачем нужна такая стройка в галуте?» Логика его ответа такова: если можно купить за 80 млн. долларов один самолет F-16 для защиты еврейского народа, то можно потратить ту же сумму и построить в диаспоре центр, который «защитит евреев от ассимиляции и поможет им приехать в Израиль». «Многие евреи придут сюда, усилится их связь с корнями, с еврейством, с Эрец-Исраэль. Это инвестиции в сохранение еврейства и на борьбу с ассимиляцией», — считает рав Шмуэль.
По его словам, инициаторами проекта стали Боголюбов и Коломойский: «Нет у меня настолько «большой головы», чтобы задумывать такое, я обычный человек («иш катан»), но я благодарю их, они люди с перспективным видением, и Творец помогает им».
Миллиардеры: еврейские корни успеха
Раввин подчеркнул, что Боголюбов и Коломойский являются активными и преданными членами общины: «Это очень сильные люди, и еврейство для них находится на первом месте». Виктор Пинчук, одна из крупнейших фигур украинской экономики и зять экс-президента Леонида Кучмы, также является членом днепропетровской общины, даже проживая в Киеве. «Наша удача в том, что здесь есть такие люди. Ни в Харькове, ни в Одессе таких нет. Правда, в Харькове есть Фельдман, и это хорошо».
Он считает, что без учета духовных факторов невозможно понять причины столь щедрого потока пожертвований от богатейших людей Украины: «Это их пробудившаяся еврейская душа, «идише нешомэ». Три крупнейших бизнесмена не только дают деньги, но и лично приобщаются к иудаизму — приходят молиться, одевают тфилин, часть из них сделали обрезание; они не едят свинину, соблюдают кашрут — один частично, другой — полностью. Они учат Тору каждый день и постятся в Йом-Киппур.
Корни этих олигархов, по мнению Каминецкого, имеют важное значение в их судьбе. Семья Игоря Коломойского происходит из Бердичева Житомирской области, который в 18–19 веках являлся одним из крупнейших центров хасидизма. Мать одного из самых состоятельных людей современной Украины носила фамилию известнейших цадиков-мудрецов Барху-Барухшмо («Благословен Он и благословенно Имя Его»). А родители Геннадия Боголюбова ходили в синагогу в Днепродзержинске, несмотря на преследования советских властей и увольнения с работы. У Виктора Пинчука в поколении дедов — раввины и меламеды. «Богатство этих людей, возможно, получено в заслугу слез и молитв их праведных предков», — считает Каминецкий.
Рав Шмуэль считает важным дать понять каждому меценату, что нужны не только его деньги, «но и он сам, со своей душой». Кроме того, для бизнесменов важно знать, что «его доллар дойдет до нужного места, что мы бережем и ценим этот доллар». Именно поэтому экономически община управляется очень эффективно, с прозрачным внешним аудитом каждые полгода.
Каминецкий уверен, что регулярные пожертвования помогают бизнесменам в тяжелые времена кризиса: «У меня есть проверенная статистика — кто давал «цдаку» еврейской общине, тот не обанкротился и пережил все трудности». Раввин убежден, что в «цдаке» есть огромный религиозный смысл: «Творец охраняет дающего, и хочет, чтобы человек возвращал назад, отдавая от себя». Неудивительно, что здесь даже неевреи жертвуют на нужды общины, например, один предприниматель пожертвовал в этом году 150,000 долларов. На вопрос, дает ли он знаменитым олигархам особое благословение, Каминецкий ответил, что не делает бизнес на «брахот», а лишь передает благословения от Любавического Ребе.
Мистический феномен Днепропетровска
Каминецкий считает, что успехи Днепропетровска и местной еврейской общины связаны с особым благословением последнего Любавического ребе. Его отец — раввин и каббалист Леви-Ицхак Шнеерсон, жил в этом городе и там же был арестован большевиками. «Ребе благословил этот город. Здесь есть что-то личное от Ребе. Он говорил о самоотверженности своих родителей, посылая меня сюда»,
Сегодня же Днепропетровск с гордостью называют «еврейской столицей Украины».
Рав Шмуэль считает залогом успеха правильную схему строительства общины. Вместе с Коломойским и Боголюбовым была разработана следующая модель: попечительский совет — как общиннй парламент, дирекция — как правительство, действующее в семи направлениях (образование, религия, культура, социальная помощь и т. д.). Изначально решили, что в попечительский совет входят те, кто платит 500-долларовый месячный взнос. Но сразу же бизнесмены стали давать гораздо больше. Бюджет, исчисляемый миллионами долларов, утверждается в начале года. Директор общины Славик (Вячеслав) Брез является, по оценке раввина Каминецкого, «одним из лучших менеджеров еврейского народа».
Он оценивает численность граждан Украины, подпадающих под Закон о возвращении, в 700–800 тысяч. «Все цифры статистики неверны. Каждый день обнаруживаются новые евреи, которые еще не «вышли из шкафа». В одном Днепропетровске живут 50–60 тысяч евреев, хотя перепись 2002 года показала лишь 102,000 евреев по всей Украине. «Отсюда будет большая алия, которая станет «прибылью» Израилю и еврейскому народу. Кто репатриируется, не ассимилируется и останется евреем», — отмечает раввин.
Шмуэль Каминецкий предвидит вспышку антисемитизма на Украине, спровоцированную кризисом и стереотипами о богатстве евреев на фоне обнищания украинского населения. «Евреи тут зарабатывают деньги, руководят бизнесом города, да и в масштабах страны у евреев есть важная роль в экономике, — признается раввин. — Но при этом люди не замечают бедность 70–80 процентов евреев, среди которых есть ветераны, больные, алкоголики, наркоманы и настоящие нищие».
«ЕВРЕЙСКИЕ ОЛИГАРХИ УКРАИНЫ ОДАРЯЮТ ЕВРЕЕВ ПО ВСЕМУ МИРУ ЗА СЧЁТ ОГРАБЛЕНИЯ УКРАИНЫ» http://za.zubr.in.ua/2009/09/27/3140/
Но исторический опыт, даже недавнего прошлого, научил евреев не доверять никаким властям в странах галута. И думаю этот опыт подскажет им как не допустить погромов и гонений в Украине. А вот научились ли чему- то украицы? Сомневаюсь.
В советское время среди нас жил талантливый человек, бард, который свое крайне отрицательное отношение к прислуживанию власти выразил в песне – я имею в виду Александра Галича. Вспомните: «Ой, не шейте вы, евреи, ливреи,
Не ходить вам в камергерах, евреи!...»
И дальше: «...Если ж будешь торговать ты елеем,
Если станешь ты полезным евреем,
Называться разрешат Россинантом
И украсят лапсердак аксельбантом...»
Обратите внимание – Галич использует название коня Дон Кихота в качестве клички для «полезного еврея», приближенного к российской власти. Но как использует?! В отличие от М.Сервантеса, который назвал коня своего героя «Росинантом» (с одним «с»), Галич выбрал для героя, проявляющего усердие в служении русской власти, кличку «Россинант» (с двумя «с»). Не русский, мол, но к русским весьма приближенный. Так сказать,«преданный русскому всаднику конь...»
Легко заметить, что в галичевском тексте кличка «Россинант» обретает презрительное звучание, выражая отказ поэта от навязываемой ему роли «полезного еврея».
Дорого ему этот отказ обошелся. Хоть он и крестился, его еврейство и кличку «Россинант», ему не простили...
Не ходить вам в камергерах, евреи!...»
И дальше: «...Если ж будешь торговать ты елеем,
Если станешь ты полезным евреем,
Называться разрешат Россинантом
И украсят лапсердак аксельбантом...»
Обратите внимание – Галич использует название коня Дон Кихота в качестве клички для «полезного еврея», приближенного к российской власти. Но как использует?! В отличие от М.Сервантеса, который назвал коня своего героя «Росинантом» (с одним «с»), Галич выбрал для героя, проявляющего усердие в служении русской власти, кличку «Россинант» (с двумя «с»). Не русский, мол, но к русским весьма приближенный. Так сказать,«преданный русскому всаднику конь...»
Легко заметить, что в галичевском тексте кличка «Россинант» обретает презрительное звучание, выражая отказ поэта от навязываемой ему роли «полезного еврея».
Дорого ему этот отказ обошелся. Хоть он и крестился, его еврейство и кличку «Россинант», ему не простили...
P.S. и Nota Bene!!! Поэтому, господа вексельберги, абрамовичи и коломойские с боголюбовыми и пинчуками…. – будьте бдительны, играя в азартные игры с импрскими и окупационными властями в Украине. Особенно, г-н Коломойский, - должен уже «вчера» принять упреждающие - наступательные, а не оборонительные, меры, чтобы не допустить повторения с ним печального опыта Ходорковского – Березовского….если не хуже.
1 комментарий:
Да идея хорошая мне понравился ваш блог
Отправить комментарий